СТРАТЕГИЯ «Казахстан-2050» Новый политический курс состоявшегося государства » Шығыс Қазақстан облысы білім басқармасы Өскемен қаласы бойынша білім бөлімінің «№29 қосымша білім беретін мектеп-орталығы» коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Коммунальное государственное учреждение
"Школа–центр дополнительного образования №29"
акимата города Усть-Каменогорска
Приемная:
+7 (7232) 52-09-76
Бухгалтерия:
+7 (7232) 52-09-76
Версия
для слабовидящих
» » » СТРАТЕГИЯ «Казахстан-2050» Новый политический курс состоявшегося государства
18
январь
2018

СТРАТЕГИЯ «Казахстан-2050» Новый политический курс состоявшегося государства

ПОСЛАНИЕ

ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН-

ЛИДЕРА НАЦИИ Н. А. НАЗАРБАЕВА

НАРОДУ КАЗАХСТАНА

 

СТРАТЕГИЯ «Казахстан-2050»

 

Новый политический курс

состоявшегося государства

 

СОДЕРЖАНИЕ

I. Состоявшийся Казахстан – испытание кризисом нашей государственности, национальной экономики, гражданского общества, общественного согласия, регионального лидерства и международного авторитета

1.Сильное и успешное государство

2.Устойчивый процесс демократизации и либерализации

3.Согласие и мир различных социальных, этнических и религиозных групп

4.Национальная экономика. Наша роль в международном разделении труда

5.Сильная социальная политика, которая обеспечила общественную стабильность и согласие

6.Страна, признанная мировым сообществом

7.Наша активная роль в продвижении режима ядерного нераспространения

8.Стратегия Казахстан-2030. Основные итоги

 

II. Десять глобальных вызовов ХХI века

1.Первый вызов – ускорение исторического времени

2.Второй вызов – глобальный демографический дисбаланс

3.Третий вызов – угроза глобальной продовольственной безопасности

4.Четвертый вызов – острый дефицит воды

5.Пятый вызов – глобальная энергетическая безопасность

6.Шестой вызов – исчерпаемость природных ресурсов

7.Седьмой вызов – Третья индустриальная революция

8.Восьмой вызов – нарастающая социальная нестабильность

9.Девятый вызов – кризис ценностей нашей цивилизации

10. Десятый вызов – угроза новой мировой дестабилизации

 

III. Стратегия «Казахстан-2050» - Новый политический курс для нового Казахстана в быстро меняющихся исторических условиях

1. Новая парадигма задач

2. Куда мы идем? Цели нового политического курса

 

1. Экономическая политика нового курса – всеобъемлющий экономический прагматизм на принципах прибыльности, возврата от инвестиций и конкурентоспособности

1.Всеобъемлющий экономический прагматизм

2.Новая кадровая политика

3.Модернизация макроэкономической политики

3.1. Бюджетная политика

3.2. Налоговая политика

3.3. Денежно-кредитная политика

3.4. Политика управления государственным и внешним долгом

4.Развитие инфраструктуры

5.Модернизация системы управления государственными активами

6.Новая система управления природными ресурсами

7.План следующей фазы индустриализации

8.Модернизация сельского хозяйства

8.1. Развитие фермерства и МСБ в сельхозпереработке и торговле

9. Политика в отношении водных ресурсов

 

2. Всесторонняя поддержка предпринимательства – ведущей силы национальной экономики

1.Развитие малого и среднего бизнеса

2.Новая модель государственно-частного партнерства - «Сильный бизнес – сильное государство».

3.Новый этап приватизации – изменение роли государства

 

3. Новые принципы социальной политики – социальные гарантии и личная ответственность

1.Новые принципы социальной политики

1.1. Минимальный социальный стандарт

1.2. Адресная социальная поддержка

1.3. Решение проблем социальных дисбалансов в регионах

1.4. Модернизация политики занятости и труда

2.Защита материнства. Обращение к женщинам

3.Защита детства

4.Здоровье нации – основа нашего успешного будущего

4.1. Ключевые приоритеты в области здравоохранения

4.2. Новые подходы к обеспечению здоровья детей

4.3. Улучшение системы медицинского образования

4.4. Качество медицинского обслуживания на селе

4.5. Развитие физкультуры и спорта

 

4. Знания и профессиональные навыки – ключевые ориентиры современной системы образования, подготовки и переподготовки кадров

1.Приоритеты работы в сфере образования

1.1. Продление программы «Балапан» до 2020 года

1.2. Развитие системы инженерного образования

1.3. Развитие системы социальной ответственности в сфере образования

1.4. Модернизация методик образования

2.Новая политика развития инновационных исследований

2.1. Трансферт технологий

2.2. Кооперация науки и бизнеса

2.3. «Дорожная карта» по формированию перспективных национальных кластеров

3.Обращение к молодежи

 

5. Дальнейшее укрепление государственности и развитие казахстанской демократии

1.Новый тип государственного управления

1.1. Совершенствование системы госпланирования и прогнозирования

2.Децентрализация управления

2.1. Разграничение ответственности и полномочий между центром и регионами

2.2. Концепция развития местного самоуправления

2.3. Выборность аульных акимов

3.Формирование профессионального госаппарата

3.1. Второй этап административной реформы

4.Новая система взаимодействия госаппарата с бизнес-сообществом

5.Внедрение принципа «нулевой терпимости» к беспорядку

6.Борьба с коррупцией

7.Реформа правоохранительных органов и спецслужб

 

6. Последовательная и предсказуемая внешняя политика – продвижение национальных интересов и укрепление региональной и глобальной безопасности

1.Приоритеты модернизации внешней политики

2.Развитие экономической и торговой дипломатии

3.Укрепление региональной безопасности

4.Вклад в укрепление глобальной безопасности

5.Укрепление национальной обороноспособности и военной доктрины

 

7. Новый казахстанский патриотизм – основа успеха нашего многонационального и многоконфессионального общества

1.Новый казахстанский патриотизм

2.Равенство прав граждан всех этносов

3.Культура, традиции и самобытность

4.Казахский язык и триединство язык

5.Роль национальной интеллигенции

6.Религия в Казахстане XXI века

7.Каким я вижу Казахстан будущего?

8.Обращение к нации

 

 

Уважаемые казахстанцы!

Дорогие соотечественники!

 

Сегодня мы собрались наканунеДня Независимости.

Вот ужеболее 20 летвсе мы сгордостьюотмечаем этотвеликийпраздник.

16 декабря 1991 года мы, народ Казахстана, выбралисуверенитет, свободу, открытость миру. Сегодня этиценностистали частью нашей повседневной жизни.

Тогда, в начале пути, все было совсем другим. Теперь же, благодаря нашимобщимусилиям,страна преобразилась, ее не узнать.

Сегодня мы –успешное государство, имеющее свое лицо, свои особенности и свою позицию.

Взятие первого рубежа досталось нам дорогой ценой.

Страна более 20 лет работала на укрепление суверенитета и политического веса. 20 лет спустя эта цель достигнута. Период становления успешно завершен.

Казахстан началаXXI веканезависим и уверен в себе.

Изменения, происходящие в мире под влиянием затянувшегося глобального кризиса, нас не пугают. Мы к ним готовы. Теперьнаша задача– сохраняя все, чего мы достигли за годы суверенитета,продолжить устойчивое развитие вXXIвеке.

Наша главная цель – к 2050 году создатьобщество благоденствия на основе сильного государства, развитой экономики и возможностей всеобщего труда.

Сильное государство особенно важно для обеспечения условий ускоренного экономического роста.

Сильное государство занимается не политикой выживания, а политикой планирования, долгосрочного развития и экономического роста.

Поэтому именно сегодня, в канун празднования Дня Независимости, я обращаюсь к вам, мои дорогие сограждане, сновым Посланием.

Этомое видение перспективразвития нашей страны.

Это – новый политический курс.

 

I.Состоявшийся Казахстан – испытание кризисом нашей государственности, национальной экономики, гражданского общества, общественного согласия, регионального лидерства и международного авторитета

Ровно 15 лет назад мы принялиСтратегию развития Казахстана до 2030 года.

Это был1997год – еще не был окончательно преодолен постсоветский хаос, кризис лихорадил Юго-Восточную Азию и некоторые другие рынки. Очень сложно было и нам.

Все эти годы наша стратегиякак маяк освещала нам путь, позволяя идти вперед, не сбиваясь с главной цели.

Помните 1997 год?

После моего выступления в Парламенте были смятение и растерянность.

Многие задавались вопросами:«Что это – пропаганда?Обещание манны небесной?»

Настолько амбициозными казались поставленные тогда задачи.

Но, как говорится, глаза боятся, а руки делают.

Перед нами стояла гигантская задача –переломитьход событий. Построить новую страну.

Чтобы ее решить, мы должны были провеститройную модернизацию: построить государство и совершитьпрорывв рыночную экономику, заложить основы социального государства, перестроить общественное сознание. Мы должны были определить нашсобственный путь.И этот путь был очерчен в Стратегии «Казахстан-2030».Этот документ дал нам видение стратегических целей и задач, сталважнейшим мировоззренческим прорывом.

Народная мудрость гласит: «Мақсат – жетiстiктiңжелкенi». Только правильно поставленные цели приводят к успеху.

Сегодня для менябольшая честьзаявить о том, чтомысделалиправильный выбор.Иглобальный кризис2008 – 2009 годовподтвердил это.

Казахстан устоял. Кризис не разрушил наши достижения и сделал нас сильнее.

Выбранная намиполитическая, социально-экономическая и внешнеполитическая модель развитиястраны доказала своюэффективность.

1. Сильное успешное государство

Наше главное достижение –мы создали независимый Казахстан.

Мы юридически оформили наши границы. Сформировали интегрированное экономическое пространство страны. Заново наладили и укрепили в стране производственные связи. Сегодня все регионы работают в неразрывной связке друг с другом.

Провели исторически важные конституционные и политические реформы, которые создали современную систему государственного управления, основанную наразделении ветвей власти.

Построилиновую столицустраны – Астану. Это современный город, который стал нашимсимволом и гордостью.Мы смогли использовать потенциал столицы для того, чтобы показать миру возможности нашей страны. Именно поэтому международное сообщество выбрало Казахстан местом проведения Всемирной выставки «EXPO-2017».Этого бы не было, если бы не было Астаны. Такой чести удостаиваются далеко не все. Достаточно сказать, что наша страна стала первой на всем постсоветском пространстве, кто председательствовал в ОБСЕ, провел саммит этой организации и проведет у себя EXPO-2017 – мероприятие планетарного масштаба.

 

2. Устойчивый процесс демократизации и либерализации

Мы движемся по яснойформуле: «Сначала – экономика, потом - политика». Каждый этап политических реформ увязывается с уровнем развития экономики. Поэтому мы последовательно идем по путиполитической либерализации.Только так можно модернизировать страну и сделать ее конкурентоспособной.

Шаг за шагом наше общество приближается к самым высоким стандартам в области демократизации и прав человека.

Мы закрепили фундаментальные права и свободы в Конституции страны. Сегодня все граждане Казахстана имеют равные права и возможности.

3. Согласие и мир различных социальных, этнических и религиозных групп

Мывосстановили историческую справедливостьпо отношению к казахскому народу, нашей культуре и языку.

Несмотря на этническое, культурное и религиозное многообразие, мы сохранили в стране мир и политическую стабильность.

Казахстан сталродным домомдля представителей140 этносов и 17 конфессий.

Гражданский мир и межнациональное согласие – наша главная ценность.Мир и согласие, диалог культур и религий внашеймногонациональной стране справедливо признанымировым эталоном.

Ассамблея народа Казахстана стала уникальной евразийской модельюдиалога культур.

Казахстан превратился в центр глобальногомежконфессиональногодиалога.

 

4. Национальная экономика. Наша роль в международном разделении труда

Мы первыми в Содружестве Независимых Государств сформировали современную модель рыночной экономики, основанную на частной собственности, свободной конкуренции и принципах открытости. Наша модель основывается на активной роли государства в привлечении иностранных инвестиций.

Мы привлекли в страну более 160 миллиардов долларов иностранных инвестиций.

Сформированы базовые условия дляпредпринимательской деятельностии современнаяналоговаясистема.

Мы планомерно диверсифицируем национальную экономику. В программе форсированной индустриализации я поставил задачу: за две пятилетки изменить лицо нашей экономики, сделать ее независимой от колебаний мировых цен на сырье.

За 15 лет, минувших с момента принятия Стратегии-2030, наше государство вошло впятеркусамыхдинамично развивающихся стран мира.

В результате по итогам 2012 года мы войдемв число 50 крупнейших экономик планетыпо объему ВВП.

Естьпризнанные рейтинги, по которым все страны мира сверяют свое развитие. Шесть лет назад я поставилобщенациональнуюзадачу – войти в число50-ти наиболее конкурентоспособныхстран мира. В рейтинге Всемирного экономического форума Казахстан уже занимает51 место. Сегодня мы в шаге от нашей цели.

 

5. Сильная социальная политика, которая обеспечила общественную стабильность и согласие

Главным критерием для меня всегда был и будет уровень жизни народа.

За 15 лет доходы казахстанцев вырослив 16 раз.

Число граждан с доходом ниже прожиточного минимумауменьшилосьв 7 раз, число безработныхсократилось вдвое.

Мы заложили основы социальноориентированного общества.

Нам удалось добиться заметного прогресса в деле улучшенияздоровья нации.

Для повышения эффективности сферы здравоохранения реформирована ее система организации, управления и финансирования.

За последние пять лет материнская смертность снизилась почти в3 раза,в полтора раза возросла рождаемость.

Создаются равные возможности для получения образования.

За последние 15 лет расходы на образование выросли в 9,5 раза. Реализуется Государственная программа развития образования, нацеленная на кардинальную модернизацию всех уровней образования – от дошкольного до высшего.

Благодаря нашей политике долгосрочных вложений в развитие человеческого потенциала мы сформировали нынешнее талантливое поколение молодежи.

 

6. Страна, признанная мировым сообществом

В мировой политике наша страна –ответственный и надежный партнер,пользующийся бесспорным международным авторитетом.

Мы играем важную роль в деле укрепленияглобальной безопасности,поддерживаем мировое сообщество в борьбе смеждународным терроризмом, экстремизмоми незаконным оборотом наркотиков.

Мы инициировали созывСовещания по взаимодействию и мерамдоверия в Азии– важной для нашейбезопасностимеждународной диалоговой площадки. Сегодня СВМДА объединяет 24 страны с населением более 3 миллиардов человек.

Последние 2–3 года Республика Казахстанпредседательствовала вОрганизации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Шанхайской организации сотрудничества, Организации исламского сотрудничестваи Организации Договора о коллективной безопасности.

На астанинском Экономическом форуме мы предложилиновый формат диалогаG-global.Суть этой инициативы –объединитьусилиявсехв деле создания справедливого и безопасного миропорядка.

Мы вносим достойный вклад в обеспечениеглобальной энергетической и продовольственной безопасности.

 

7. Наша активная роль в продвижении режима ядерного нераспространения

Наши инициативы по укреплению режима нераспространения ядерного оружия – это безусловныйвклад в мировую стабильность, порядок и безопасность.

Первыми в мирезакрывСемипалатинскийядерныйполигони отказавшись отатомного оружия, мы получили прочные международныегарантии нашей безопасностиот ведущих ядерных держав – США, России, Великобритании, Франции и КНР.

Мы сыграли ключевую роль в создании зоны, свободной от ядерного оружия, в Центральной Азии и активно поддерживаем создание аналогичных зон в других регионах планеты, прежде всего на Ближнем Востоке.

Мы поддерживаем усилия мирового сообщества по противодействию угрозеядерного терроризма.

Сейчас мы твердо говорим о необходимости принятия дальнейших решительных мер по устранению ядерной угрозы. Считаем, что Договор о нераспространении ядерного оружия был и остается краеугольным камнем режима нераспространения.

Важным катализатором укрепления режима нераспространения должно стать скорейшее вступление в силу Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний.

Три года назад Генеральная Ассамблея ООН поддержала мое предложение об объявлении29августа Международным днем действий против ядерных испытаний.

Все это – признание нашей роли в глобальной политике.

Благодаря такой ответственной политике Казахстан по праву признан лидером режима нераспространения, моделью для других государств.

 

8. Стратегия «Казахстан-2030». Основные итоги

В Стратегии «Казахстан-2030» мы запланировали успех нашей страны.

Мы последовательно и упорно продвигались к поставленным целям. Даже в пик глобального кризиса 2008-2009 годов национальная экономика продолжала расти.

И сегодня для менябольшая честь подвести итоги реализации Стратегии-2030, которую по целому ряду параметров нам удалось выполнить досрочно.

(1)НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ. Перед нами стояла задача развивать Казахстан при сохранении территориальной целостности.Нам удалось сделать больше, чем планировалось.

Впервые в истории наше государство обрело четкие,международно признанные границы.Делимитированагосударственная граница – а это14 тысячкилометров.

Казахстан надежно контролирует ситуацию в своей акватории Каспийского моря.

Отныне снята угроза возникновениялюбых территориальных споровв будущем. Мы не оставили для потомков спорных территорий с соседями.

Мы создалисильную, современную, обороноспособную армию, эффективную правоохранительную систему, которыеобеспечивают безопасность личности, общества и государства.

(2)Мы сохранили и укрепили ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКУЮ СТАБИЛЬНОСТЬ И НАЦИОНАЛЬНОЕ ЕДИНСТВО в стране, где проживают представители 140 этносов и 17 конфессий.Наша политика была успешной.

Мы последовательно формируем институты гражданского общества на основе демократической модели развития. Учрежден институтомбудсменапо правам человека.

Если раньше у нас никогда не было многопартийности, то сейчас в стране действуютпартии, представляющие весь политический спектр. У насмногопартийныйПарламент, Правительствопарламентскогобольшинства.

Развивается гражданское общество, функционируют независимые СМИ. Работает свыше18тысячНПОсамой различной направленности. Выходит около 2,5 тысячиСМИ, около 90% из них – частные.

Казахстан сегодня является важным международным центром межкультурного и межконфессионального диалога.

Именно на нашей земле состоялисьпервые четыресъездалидеров мировых и традиционных религий.

В ХХI веке Казахстан должен стать мостом для диалога и взаимодействия Востока и Запада.

(3)ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ, БАЗИРУЮЩИЙСЯ НА ОТКРЫТОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ С ВЫСОКИМ УРОВНЕМ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ И ВНУТРЕННИХ СБЕРЕЖЕНИЙ. Мы ставили задачу достичь реальных, устойчивых и возрастающих темпов развития.Нам удалось решить эту задачу в кратчайшие по историческим меркам сроки.

Именно в Стратегии «Казахстан-2030» акцент был перенесен на экономический рост.

В результате за15 летобъем национальной экономики вырос с1,7 триллионатенге в 1997 году до28 триллионовтенге в 2011 году.

ВВП страны возрос более чемв 16 раз. С 1999 года ежегодный прирост ВВП Казахстана составил7,6%и обогнал передовые развивающиеся страны.

ВВП на душу населения вырос более чем в7раз – с 1 500 долларов США в 1998 году до12 тысячдолларов США в 2012 году.

Казахстан с самого начала стал лидером в СНГпо объему привлеченных прямых иностранных инвестиций на душу населения.Сегодня этоуже 9200 долларов США.

Мы добились роста внешней торговли в12 раз, а объемовпроизводства промышленной продукции - в20 раз.

За эти годы добычанефтиувеличиласьв 3 раза, природного газа – в5 раз. Доходы от сырьевых ресурсов мы направили вНациональный фонд.

Это – нашнадежный щитот возможных экономических и финансовых потрясений. Это –гарантия безопасностидля нынешних и будущих поколений.

В рамках программыфорсированной индустриализации с 2010 года реализовано397 инвестиционных проектовобщей стоимостью1797 миллиардовтенге и создано более44 тысячрабочих мест.

За два года реализации программы «Дорожная карта бизнеса-2020» одобрено225 проектовобщим объемом кредитов на сумму101,2 миллиардов тенге.

Сегодня мы – динамичная страна со средним уровнем дохода населения и динамично растущей экономикой.

(4)ЗДОРОВЬЕ, ОБРАЗОВАНИЕ И БЛАГОПОЛУЧИЕ ГРАЖДАН КАЗАХСТАНА. Жизненно важно было кардинально изменить положение людей, улучшить условия жизни.Результаты проделанной работы налицо.

Среднемесячная заработная плата возросла в9,3раза. Средний размер пенсионных выплат увеличился в10раз.

В16раз возросли номинальные денежные доходы населения.

Ежегодно увеличивается объем финансирования здравоохранения. Если в 1999 году финансирование составляло 46 миллиардов тенге, то в 2011 году – 631 миллиардов тенге.

Созданмедицинский кластер, в который входят пять инновационных объектов здравоохранения: детский реабилитационный центр, центры материнства и детства, нейрохирургии, неотложной медицинской помощи и центр кардиологии.

Во всех регионах страны создаются необходимые условия для получения качественных медицинских услуг.

Ускоренными темпами развивается транспортная медицина, обеспечивающая медицинскими услугами самые отдаленные районы нашей страны.

Национальная скрининговая система позволяет выявлять и предотвращать заболевания на ранних стадиях.

Введено бесплатное и льготное лекарственное обеспечение.

За последние 15 лет численность населения увеличилась с 14 почти до17 миллионовчеловек.

Продолжительность жизни выросла до70лет.

Мы последовательно проводим курс наразвитие доступного и качественного образования.

Реализация программы «Балапан» позволила нам увеличить охват детей дошкольным образованием до65,4%.

Введена обязательная предшкольная подготовка, сегодня ею охвачено94,7%дошкольников.

С 1997 года по всей республике построено942 школы,а также758больниц и других объектов здравоохранения.

Мы развиваем сетьинтеллектуальных школипрофессионально-технических колледжеймирового уровня.

За последние 12 лет увеличилось на182%количество грантов для получения высшего образования.

В 1993 году мы приняли уникальную программу «Болашак», благодаря которой8 тысячталантливых молодых людей получили блестящее образование в лучших университетах мира.

В Астане создан современный научно-исследовательскийуниверситет, работающий по международным стандартам.

(5)ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ. Нефтегазовый комплекс Казахстана является локомотивом для всей экономики и способствует развитию других отраслей.

Мы должны были создать современную, эффективную нефтегазовую и горнодобывающую отрасли экономики.Мы справились с этой задачей.Сегодня мы используем доходы сырьевого сектора для построения новой экономики будущего.

Наблюдается устойчивая динамика роста доли нефтегазовой отрасли в ВВП страны, которая выросла с3,7%в 1997 годудо 14,7%в 2006 году и25,8%в 2011 году.

Мы диверсифицировали рынки сбыта и прочно закрепили свои позиции, тем самым снизив зависимость от одного направления реализации нашей продукции.

(6)ИНФРАСТРУКТУРА, В ОСОБЕННОСТИ ТРАНСПОРТ И СВЯЗЬ. Мы ставили задачуразвивать инфраструктуру. И это оказалось нам по силам. За прошедшие годы было введено в строй множество крупных стратегических объектов промышленной, транспортной инфраструктуры и инфраструктуры жизнедеятельности. Это – автомобильные и железнодорожные магистрали, трубопроводы, логистические центры, терминалы, аэропорты, вокзалы, порты и так далее.

Все это дало работу многим казахстанцам, встроило нас в систему региональных и глобальных хозяйственных связей.

С каждым годом растет число потребителей телекоммуникационной отрасли. Это касается и стационарных телефонов, и мобильной связи, и Интернета.

«Электронное правительство» заметно облегчило взаимодействие граждан с государством.

За последние 11 лет на развитие автодорожной отрасли выделено1263,1 миллиардов тенге. За эти годы построено и реконструировано более48тысяч километров дорог общего пользования, а также 1 100 километров железных дорог.

В настоящее время мы возрождаем Новый Шелковый путь, создавая магистральный транспортный коридор Западная Европа – Западный Китай.

Мы открыли доступ к странам Персидского залива и Большого Востока, построив железнодорожную линию Узень – граница Туркменистана. Построив дорогу Коргас – Жетыген, мы распахнули восточные ворота, проложив путь на рынки Китая и всего Азиатского субконтинента. Мы начали строительство железной дороги Жезказган - Бейнеу.

(7)ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО. Мы должны были окончательно избавиться от управленческих традиций административно-командной системы и создать современный и эффективный корпус управленцев. Созданная нами система отбора и продвижения кадров, в которой все граждане обладают равными правами и шансами, обеспечила достаточно высокий уровень профессионализма и прозрачность деятельности государственного аппарата.

Нам удалось совершить своего родареволюцию в госуправлениии переориентировать ее на повышение качества оказания госуслуг населению.

Таким образом, основные задачи, поставленные Стратегией-2030, выполнены, другие в процессе выполнения.

***

Сегодня каждый из нас может сказать: «Стратегия-2030 сработала,современный Казахстан состоялся.Это результат нашего единения, упорного, кропотливого труда, живое воплощение наших устремлений и надежд».

Мы все испытываемгордость за свои достижения.

Мировой кризис подтвердил, что мы состоялись как государство и общество. Наши границы, политическая система, экономическая модель больше не являются предметом серьезных разногласий и дискуссий ни внутри страны, ни за ее пределами.

Теперь перед нами стоитновая задача.Мы должны усилитьвектор дальнейшего развитиянашего государства надолгосрочныйпериод.

 

II. Десять глобальных вызовов ХХIвека

В настоящее время человечество сталкивается сновыми глобальными вызовами.

Для нашей страны и региона я выделяюдесятьосновных вызовов. Мы обязаны учитывать каждый из них, если планируем и дальше добиваться новых успехов в своем развитии.

Первый вызов – ускорение исторического времени

Историческое времястремительно ускорилось. Мир интенсивно трансформируется, и скорость происходящих изменений поражает.

За последние 60 летчисленность населения Земли утроиласьи к 2050 году достигнет 9 миллиардов человек. За тот же периодмировой ВВПвырос в11 раз.

Ускорение всемирно исторического процесса всегда открывает перед государствами новые безграничные возможности, и я горд тем, что мы воспользовались ими сполна.

За 20 с небольшим лет мы провели модернизацию всех сфер жизни общества вочень высоком темпе. И сделали то, на что многим другим странам потребовалось 100, а то и 150 лет.

Однако у нас до сих пор есть социальные группы, которые не интегрировались в общий модернизационный процесс. Этому есть объективные причины. В обществе все еще имеет место некоторый дисбаланс, влияющий на моральное состояние и общественные ожидания людей.

Мы должны устранить этот дисбаланс и предоставить всем слоям общества возможность интегрироваться в модернизационный процесс, найти свое достойное место в обществе, сполна воспользоваться возможностями, предоставляемыми новым политическим курсом.

 

Второй вызов – глобальный демографический дисбаланс

С каждым днем обостряется глобальныйдемографический дисбаланс. Общемировой тренд – старение человечества. Через 40 лет число людей в возрасте старше шестидесяти будет превышать число тех, кому меньше 15. Низкая рождаемость и старение человечества во многих странах неизбежно провоцируют проблемы на рынке труда, в частности, нехватку трудовых ресурсов.

Нарастающий демографический дисбаланс формирует новые миграционные волны и усиливает социальную напряженность по всему миру.

Мы, в Казахстане, сталкиваемся с миграционным давлением в отдельных регионах страны, где незаконные трудовые мигранты дестабилизируют местные рынки труда.

Мы также должны понимать, что, вполне вероятно, в обозримом будущем можем столкнуться и с обратным процессом – трудовой иммиграцией за пределы нашей страны.

Мы – молодая нация. Средний возраст в нашей стране составляет 35 лет. Это дает нам огромную возможность сохранить наш человеческий потенциал и правильно позиционировать себя в мире. И сегодня у нас есть хорошая база для движения вперед.

У нас в стране есть работа, и каждый желающий может ее найти. Более того, у нас каждый имеет возможность сам создать себе работу, позаботиться о себе. Это наше большое достижение.

Я веду вас к Обществу Всеобщего Труда, где безработные не будут просто получателями пособий, а будут осваивать новые профессии, где люди с ограниченными возможностями смогут активно заниматься созидательной деятельностью, а корпорации и компании – создавать им достойные условия для труда.

Наша молодежь должна учиться, овладевать новыми знаниями, обретать новейшие навыки, умело, и эффективно использовать знания и технологиив повседневной жизни.Мы должны для этого создать все возможности, обеспечить самые благоприятные условия.

 

Третий вызов – угроза глобальной продовольственной безопасности

Высокие темпы роста мирового народонаселения резко обостряютпродовольственнуюпроблему.

Уже сегодня в мире деся