ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы
Указ
Президента Республики
Казахстан
Об утверждении Государственной программы развития образования
Республики Казахстан на 2011-2020 годы
(с изменениями и дополнениями по состоянию на 12.08.2014 г.)
В целях реализации УказаПрезидента Республики Казахстан от 1 февраля 2010 года № 922 «О Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2020 года» ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить прилагаемую Государственную программу развития образования Республики Казахстан на 2011 - 2020 годы (далее - Программа).
2. Правительству Республики Казахстан:
1) в месячный срок разработать и утвердить по согласованию с Администрацией Президента Республики Казахстан План мероприятий по реализации Программы;
Подпункт 2 изложен в редакции Указа Президента РК от 27.08.12 г. № 371 (см. стар. ред.)
2) представляет в Администрацию Президента Республики Казахстан результаты мониторинга реализации Программы в сроки и порядке, определяемые Указом Президента Республики Казахстан от 4 марта 2010 года № 931 «О некоторых вопросах дальнейшего функционирования Системы государственного планирования в Республике Казахстан».
3. Центральным и местным исполнительным органам, а также государственным органам, непосредственно подчиненным и подотчетным Президенту Республики Казахстан, принять меры по реализации Программы.
4. Признать утратившим силу Указ Президента Республики Казахстан от 1 июля 2008 года № 626 «О Государственной программе развития технического и профессионального образования в Республике Казахстан на 2008 - 2012 годы» (САПП Республики Казахстан, 2008 г., № 32, ст. 333).
5. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Администрацию Президента Республики Казахстан.
6. Настоящий Указ вводится в действие с 1 января 2011 года.
Президент Республики Казахстан |
Н. Назарбаев |
Астана, Акорда, от 7 декабря 2010 года
№ 1118
УТВЕРЖДЕНА
Указом Президента
Республики Казахстан
от 7 декабря 2010 года № 1118
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА
развития образования Республики Казахстан
на 2011-2020 годы
В раздел 1 внесены изменения в соответствии с УказомПрезидента РК от 02.11.12 г. № 423 (см. стар. ред.);УказомПрезидента РК от 12.08.14 г. № 893 (см. стар. ред.)
1. Паспорт Программы
Наименование программы |
Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011 - 2020 годы |
|
|
Основание для разработки |
Указ Президента Республики Казахстан от 1 февраля 2010 г. № 922 «О Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2020 года»; Указ Президента Республики Казахстан от 19 марта 2010 г. № 957 «Об утверждении Перечня государственных программ» |
|
|
Разработчик Программы |
Министерство образования и науки Республики Казахстан
|
|
|
Цель |
Повышение конкурентоспособности образования, развитие человеческого капитала путем обеспечения доступности качественного образования для устойчивого роста экономики |
|
|
Программные цели |
совершенствование системы финансирования, ориентированной на обеспечение равного доступа к образовательным услугам; повышение престижа профессии педагога; формирование государственно-общественной системы управления образованием; обеспечение равного доступа всех участников образовательного процесса к лучшим образовательным ресурсам и технологиям; удовлетворение потребности населения в качественных услугах организаций дошкольного воспитания и обучения; формирование в общеобразовательных школах интеллектуального, физически и духовно развитого гражданина Республики Казахстан, удовлетворение его потребности в получении образования, обеспечивающего успех в быстро меняющемся мире, развитие конкурентоспособного человеческого капитала для экономического благополучия страны. Переход на 12-летнюю модель обучения; модернизация системы технического и профессионального образования (далее - ТиПО) в соответствии с запросами общества и индустриально-инновационного развития экономики, интеграция в мировое образовательное пространство; достижение высокого уровня качества высшего образования, удовлетворяющего потребности рынка труда, задач индустриально-инновационного развития страны, личности и соответствующего лучшим мировым практикам в области образования; обеспечение функционирования системы обучения в течение всей жизни; формирование у молодежи активной гражданской позиции, социальной ответственности, чувства патриотизма, высоких нравственных и лидерских качеств |
|
|
Задачи |
разработка новых механизмов финансирования образования, направленных на повышение доступности качественного образования; обеспечение системы образования высококвалифицированными кадрами; усиление государственной поддержки и стимулирование труда педагогических работников; совершенствование менеджмента в образовании, в том числе внедрение принципов корпоративного управления, формирование системы государственно-частного партнерства в образовании (далее - ГЧП); совершенствование системы мониторинга развития образования, в том числе создание национальной образовательной статистики с учетом международных требований; создание условий для внедрения автоматизации учебного процесса; обеспечение до 2015 года полного охвата детей 5-6-летнего возраста предшкольной подготовкой; обеспечение равного доступа детей к различным программам дошкольного воспитания и обучения для их подготовки к школе; увеличение вариативной сети дошкольных организаций с учетом демографической ситуации в республике и образовательных потребностей населения; создание необходимых финансово-экономических условий для решения проблем дефицита дошкольных организаций; осуществление полного обеспечения дошкольных организаций квалифицированными кадрами и постоянное повышение их квалификации; развитие инклюзивного образования (оснащение дошкольных организаций пандусами, подъездами, подъемниками, лифтами и др.); обновление содержания воспитания и обучения за счет внедрения новых методик и технологий обучения; обеспечение кадрами организаций дошкольного воспитания и обучения; осуществление перехода на 12-летнюю модель обучения с обновлением содержания образования; решение проблемы малокомплектных школ (далее - МКШ); совершенствование системы инклюзивного образования в школе; обновление структуры содержания ТиПО с учетом запросов индустриально-инновационного развития экономики; развитие инфраструктуры подготовки кадров для отраслей экономики; повышение престижа обучения в ТиПО; обеспечение кадрами с высшим и послевузовским образованием, соответствующими потребностям индустриально-инновационного развития страны; обеспечение интеграции в европейскую зону высшего образования; обеспечение интеграции образования, науки и производства, создание условий для коммерциализации продуктов интеллектуальной собственности и технологий. Подготовка высококвалифицированных научных и научно-педагогических кадров; создание условий для обучения в течение всей жизни, образования для всех; реализация комплекса мер по патриотическому воспитанию и формированию гражданской активности, социальной ответственности и механизма раскрытия потенциала молодежи |
|
|
Сроки реализации (этапы) |
2011-2020 годы Программа будет реализована в два этапа: первый этап: 2011 - 2015 годы второй этап: 2016 - 2020 годы
|
|
|
Целевые индикаторы |
во всех организациях образования, кроме МКШ, внедрен механизм подушевого финансирования; доля высококвалифицированных педагогических работников, имеющих высшую и первую категории, от общего количества педагогов - 54 %; в 60% организаций образования созданы попечительские советы; 100% руководителей организаций образования прошли повышение квалификации и переподготовку в области менеджмента; в 90% организаций среднего образования используется система электронного обучения; в 2020 году будет обеспечен 100% охват детей в возрасте от 3 до 6 лет дошкольным воспитанием и обучением; осуществлен полный переход на 12-летнюю модель обучения; количество школ в рамках проекта «Назарбаев Интеллектуальные школы» во всех регионах Казахстана - 20; доля учащихся, успешно освоивших образовательные учебные программы по естественно-математическим дисциплинам, - 70%; результаты учащихся казахстанских общеобразовательных школ в международных сравнительных исследованиях: международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) - 40-45 место, оценка математической и естественнонаучной грамотности учащихся 4 и 8-х классов (TIMSS) - 10-12 место, международное исследование «Изучение качества чтения и понимание текста» (PIRLS) - 10-15 место; доля школ, создавших условия для инклюзивного образования, от их общего количества - 70%; доля выпускников ТиПО, прошедших оценку уровня профессиональной подготовленности и присвоения квалификации с первого раза, от общего числа принявших участие - 80 %; доля занятых и трудоустроенных выпускников учебных заведений ТиПО в первый год после окончания обучения, обучившихся по государственному заказу (далее - госзаказ) - 80%; доля колледжей, прошедших процедуру национальной институциональной аккредитации - 30%; доля выпускников вузов, прошедших независимую оценку квалификации в сообществе работодателей с первого раза, от общего количества принявших участие - 80%; 80% выпускников вузов, обучившихся по госзаказу, трудоустроены по специальности в первый год после окончания вуза; количество вузов Казахстана, отмеченных в рейтинге лучших мировых университетов - 2; доля вузов, прошедших независимую национальную институциональную аккредитацию по международным стандартам, - 65%; доля вузов, прошедших независимую национальную специализированную аккредитацию по международным стандартам, - 30%; доля вузов, осуществляющих инновационную деятельность путем интеграции образования и науки на основе внедрения результатов отечественных научных исследований в производство, - 13 %; доля профессорско-преподавательского состава и научных работников, имеющих публикации в научных журналах с импакт-фактором в течение последних 5 лет - 5%; внедрены различные формы и типы образования для всех возрастов; 55% молодежи будет принимать активное участие в реализации мероприятий в сфере молодежной политики и патриотического воспитания от общей численности молодежи |
|
|
Источники и объемы финансирования |
Объем финансирования первого этапа Программы из республиканского бюджета составляет 509,7 млрд. тенге. Финансирование из местного бюджета будет осуществляться в пределах предусмотренных средств, выделяемых ежегодно из соответствующих местных бюджетов на развитие системы образования. |
Образование признано одним из важнейших приоритетов долгосрочной Стратегии «Казахстан - 2030». Общей целью образовательных реформ в Казахстане является адаптация системы образования к новой социально-экономической среде. Президентом Казахстана была также поставлена задача о вхождении республики в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира. Совершенствование системы образования играет важную роль в достижении этой цели.
Международный опыт подтверждает, что инвестиции в человеческий капитал, и, в частности, в образование, начиная с раннего детства до зрелого возраста, способствуют существенным отдачам для экономики и общества.
Инвестиции в человеческий капитал крайне необходимы для создания технически прогрессивной, производительной рабочей силы, которая может адаптироваться в быстро изменяющемся мире. Успешными экономиками будущего будут те, которые инвестируют в образование, навыки и способности населения. Образование необходимо понимать как экономические инвестиции, а не просто как затраты на социальные нужды.
Существует множество доказательств, связывающих образование и экономический рост:
обзор международных исследований в макро- и микроэкономике свидетельствует о том, что существует тесная связь между образованием, доходом и производительностью. При этом, отмечается большая отдача при инвестициях на более раннем этапе обучения;
исследования подтверждают важное значение инвестиций в развитие образования.
Помимо экономических выгод образование создает другие социальные выгоды, способствует формированию социального капитала - общества с большой долей гражданского участия, высокой социальной сплоченностью и интеграцией, низким уровнем преступности. С самого раннего возраста образование играет важную роль в формировании социальных, эмоциональных, и других жизненно необходимых навыков. В этом заключаются убедительные аргументы в пользу дальнейшего развития всего спектра образовательных услуг. Казахстану необходима кардинальная модернизация образования: значительное и устойчивое увеличение инвестиций в образование, улучшение его качества.
Поэтому предлагается новое национальное видение: к 2020 году Казахстан - образованная страна, умная экономика и высококвалифицированная рабочая сила. Развитие образования должно стать платформой, на которую будет опираться будущее экономическое, политическое и социально-культурное процветание страны.
Организационной основой реализации государственной политики Республики Казахстан в сфере образования должна стать Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы (далее - Программа), обеспечивающая продолжение модернизации казахстанского образования.
Программа как организационная основа государственной политики в сфере образования представляет собой комплекс взаимоувязанных по ресурсам и срокам мероприятий, охватывающих изменения в структуре, содержании и технологиях образования и воспитания, системе управления, организационно-правовых формах субъектов образовательной деятельности и финансово-экономических механизмах.
В раздел 3 внесены изменения в соответствии с Указом Президента РК от 12.08.14 г. № 893 (см. стар. ред.)
3. Анализ текущей ситуации
В Республике Казахстан прогрессивное развитие и модернизация образования являются возможными благодаря пониманию руководством страны необходимости и важности развития человеческого капитала и всесторонней поддержке при инициировании и проведении реформ в сфере образования.
С 2005 года были приняты Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2005 - 2010 годы, Государственная программа развития технического и профессионального образования в Республике Казахстан на 2008 - 2012 годы, Программа«Дети Казахстана» на 2007 - 2011 годы, Программа по обеспечению детей дошкольным воспитанием «Балапан» на 2010 - 2014 годы.
Существенным вкладом в развитие человеческого капитала страны стала реализация международной стипендии Президента Республики Казахстан «Болашак», дающей возможность одаренным молодым казахстанцам получить образование в лучших университетах мира.
Казахстан в настоящее время является участником основных международных документов в области образования, защиты прав человека и ребенка. Это Всеобщая Декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка, Международная Декларация экономических, социальных и культурных прав человека, Лиссабонская Конвенция о признании квалификации, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе, Болонская декларация и другие.
Развитие человеческих ресурсов определено в качестве одного из приоритетов Стратегического плана развития страны до 2020 года.
Есть реально достижимые цели качественного развития человеческого капитала посредством инвестиций в образование.
В результате реализации Государственной программы развития образования в Республике Казахстан на 2005 - 2010 годы по состоянию на 1 июля 2010 года все уровни образования институционально обеспечены сетью соответствующих организаций. Структура образования приведена в соответствие с Международной стандартной классификацией образования. Создаются условия для введения 12-летней модели обучения. Реструктурировано техническое и профессиональное образование. Введена трехуровневая подготовка специалистов: бакалавр - магистр - доктор Ph.D. Утвержден Классификатор специальностей высшего и послевузовского образования Республики Казахстан, содержащий укрупненные группы специальностей.
Создана Национальная система оценки качества образования, включающая в себя элементы независимого внешнего оценивания (лицензирование, аттестация, аккредитация, рейтинг, единое национальное тестирование (далее - ЕНТ), промежуточный государственный контроль (далее - ПГК), комплексное тестирование абитуриентов и другие).
Начато внедрение областных систем оценки качества образования во всех регионах республики.
Укрепляется материальная база организаций образования.
Только в 2009 году осуществлена поставка в школы 640 кабинетов биологии, 536 лингафонных мультимедийных кабинетов (далее - ЛМК), 10 кабинетов физики, 78 кабинетов химии, доукомплектование 721 школы интерактивными досками. В настоящее время в 3450 школах имеются лингафонные мультимедийные кабинеты, по сравнению с 2005 годом их количество увеличилось на 2661.
Повышается качество образования.
Развивается инклюзивное образование.
Решаются вопросы бесплатного горячего питания и подвоза учащихся средней школы.
Государственный образовательный заказ на подготовку кадров с высшим и послевузовским образованием увеличился с 25 710 в 2005 году до 35 425 - в 2010.
Ведется работа по развитию информатизации образования. В настоящее время на один компьютер приходится 18 учащихся. В 2005 году данный показатель составлял 41, в том числе 36 - в сельской местности.
К сети Интернет подключено 98% школ, сельских - 97% (в 2005 году - 75% и 70% соответственно). К широкополосному Интернету имеют доступ 34% школ.
Казахстанские школьники приняли участие в международном сопоставительном исследовании TIMSS - 2007 и заняли 5-ое место по математике и 11-ое по естествознанию среди учащихся 4-х классов 36 стран.
В настоящее время в Казахстане уделяется огромное внимание развитию государственного языка. В центральных и местных исполнительных органах, при вузах в регионах республики созданы центры обучения казахскому языку, введены обязательные обучающие курсы, делопроизводство на казахском языке, уровневое обучение государственному языку в основной и средней общеобразовательной школе.
Создана сеть специализированных школ для одаренных детей с обучением на трех языках. В настоящее время в республике функционируют 33 школы с обучением на трех языках.
Созданы 6 Назарбаев Интеллектуальных школ.
В национальной высшей школе приняты меры по достижению мирового уровня образования: Казахстан вошел в Европейское образовательное пространство, присоединился к Болонской Декларации, в городе Астане создано престижное высшее учебное заведение мирового уровня - «Назарбаев Университет».
Расширена академическая свобода вузов в определении содержания учебных программ: увеличен компонент по выбору - в бакалавриате с 40% до 50%, магистратуре - с 50% до 60% и в докторантуре - с 70% до 80%.
Растет количество студентов, желающих получить качественное высшее образование. За рубежом обучаются более 20 тыс. казахстанцев. Около 3000 стипендиатов международной стипендии Президента Республики Казахстан «Болашак» обучаются в 27 странах мира.
Принимаются меры по созданию условий для повышения привлекательности высшего образования для иностранцев. В вузах республики обучаются свыше 10 тысяч иностранных граждан.
Вместе с тем качество казахстанского образования пока остается малоконкурентным.
Дошкольное воспитание и обучение
До обретения независимости Казахстан обладал самой лучшей в Центральной Азии системой образования, которая охватывала около 70% детей до 7 лет.
В 1991 году существовали 8743 детских сада, более половины (4868) которых были приватизированы в период «оптимизации», часть зданий детских садов была заброшена, претерпела разрушение. В целом, до 2000-го года количество детских садов в республике уменьшилось до 1144.
На 1 января 2013 года в республике функционируют 8590 дошкольных организаций, их посещают 644,3 тыс. детей.
С учетом международного опыта (Германия, Япония и др.), а также с целью обеспечения большего охвата детей дошкольным воспитанием и обучением активно открываются мини-центры (мини-центры - 63,5%, детские сады - 36,4%).
Законодательством Республики Казахстан в соответствии с основополагающими международными документами в области образования предусматривается принцип равных прав на образование для детей с ограниченными возможностями в развитии.
В республике осуществляется инклюзивное образование в 166 детских садах для 2375 детей, что составляет 14% от общего количества выявленных детей с ограниченными возможностями.
Кроме того, функционируют 39 специальных детских садов и 315 специальных групп в детских садах общего назначения для детей с ограниченными возможностями в развитии. Их контингент составляет в детских садах 4945 детей, в спецгруппах - 5879.
Для детей с ограниченными возможностями, не имеющими возможности посещать специальные дошкольные организации, предусмотрено оказание коррекционно-педагогической поддержки в реабилитационных центрах, кабинетах психолого-педагогической коррекции (далее - КППК).
В 129 действующих КПКК республики обслуживаются дети, в основном, дошкольного возраста. Из 43811 детей с ограниченными возможностями в развитии 15244 ребенка охвачены дошкольным воспитанием.
За три года с 2010-2014 годы число дошкольных организаций увеличилось более чем на 4 тыс. единицы (1211 детских садов и 2811 мини-центров) на 288,3 тыс. мест за счет строительства, открытия частных детских садов и других способов ввода, таких как возврат ранее приватизированных зданий детских садов, приспособление пустующих, открытие на 1-х этажах жилых комплексов.
Охват детей дошкольными организациями с 2010 года вырос на 16,5% и составил 71,5%.
Вместе с тем, остается актуальной проблема недостаточности дошкольных организаций в стране. Потребность в организованном дошкольном воспитании и обучении наблюдалась во всех регионах.
С 2010 года число ожидающих места в детских садах выросло на 34,9 тыс. детей и в настоящее время составляет 406,6 тыс. детей, из них 196,6 тыс. в возрасте от 3-6 лет зарегистрированы на получение места в дошкольной организации.
Демографические процессы в стране - один из определяющих факторов роста очереди на получение мест в дошкольных организациях республики.
Анализ рождаемости детей в Казахстане за последние 20 лет показывает: с 1990 по 1999 годы произошло снижение рождаемости, а с 2000 до 2013 года - рост рождаемости, в среднем, на 13 тыс. человек, что обусловит в последующем увеличение очерёдности на места в дошкольных организациях на 5-7% в год.
В 2013 году наибольшее число детей родилось в городе Астане (4978), Алматинской (11254) и Южно-Казахстанской областях (20448). Естественный прирост населения в целом по республике за этот же период составляет 2716 человек.
В связи с чем возможно возникновение рисков, связанных с демографическими процессами, которые могут препятствовать достижению цели.
При положительной динамике демографических процессов число населённых пунктов, в которых возникнет или возрастёт потребность в дошкольных организациях, увеличится.
Для снижения уровня риска при ежегодных уточнениях показателей роста охвата детей и финансирования открытия дошкольных организаций необходимо активизировать механизм размещения государственного образовательного заказа в дошкольных организациях и развитие государственно-частного партнёрства.
В целях обновления содержания дошкольного образования проведен анализ международного и лучшего отечественного опыта дошкольного образования.
Это позволило выявить следующие проблемы: несоответствие используемых методов и форм работы с детьми требованиям современности, где не всегда учитывались познавательные интересы детей, их любознательность и самостоятельность. Кроме того, выявлено отсутствие системности во внедрении технологий в дошкольном образовании. В связи с чем, содержание действующих программ и учебно-методических комплексов требует обновления согласно Государственному общеобязательному стандарту образования (далее - ГОСО).
С учетом значимости и актуальности развития дошкольного уровня в рамках проекта Организации экономического сотрудничества и развития (далее - ОЭСР) ведутся исследования по раннему развитию детей.
В настоящее время Министерством совместно с местными исполнительными органами проводятся мероприятия по развитию различных форм развития детей, в том числе раннего возраста:
1) расширение сети всех видов и типов дошкольных организаций;
2) обеспечение образовательными услугами родителей через расширение сети консультативных пунктов, создание телевещательных программ для родителей, обучающих сайтов, обеспечение семьям доступа к интернет-ресурсам;
3) программно-методическое обновление содержания системы дошкольного образования, в том числе по раннему развитию детей;
4) организация фундаментальных и прикладных научно-исследовательских работ по раннему развитию детей.
В Казахстане в настоящее время основополагающей ролью дошкольного образования при переходе на 12-летнее образование является создание условий для безболезненного перехода ребёнка-дошкольника из детского сада в начальную школу, т.е. преемственность и непрерывность образования детей дошкольного возраста.
Мировая практика показывает, что наиболее благоприятным возрастом для подготовки к обучению в школе является период развития ребёнка с 3 до 6 лет. Так, во Франции дошкольное образование не является обязательным, но практически все дети с 3 до 6 лет посещают детский сад. Аналогичная ситуация в Германии, Канаде, Венгрии, Англии. В Дании структура дошкольного воспитания и обучения схожа с казахстанской: ясли - для детей от полугода до 3 лет, детские сады - от 3 до 6-7 лет.
Учитывая мировые тенденции и переход системы образования на 12-летнее обучение, необходимо обеспечить подготовку детей к обучению в школе с 3-х до 6 лет.
Для обеспечения преемственности семейного и общественного воспитания в республике функционируют 1046 консультационных пунктов для родителей.
Послание Президента страны народу предусматривает воспитание человека нового формата с новой культурой и миссией, владеющего тремя языками (государственным, русским, как языком межнационального согласия и общения, иностранным языком).
Воспитательно-образовательный процесс осуществляется на казахском языке в 1867 (59,6%) детских садах и 3780 (69,2%) мини-центрах с общим контингентом 340,4 тысяч детей.
В 310 (9,9%) детских садах и 1682 (29,8%) мини-центрах воспитываются 92,1 тысяч детей на русском языке, в 948 (30,3%) детских садах - 211,5 тысяч детей на русском и казахском языках, 267 детей в 3 (0,1%) детских садах - на узбекском языке.
Возросший статус государственного языка способствует росту числа детей некоренной национальности в дошкольных организациях с казахским языком воспитания и обучения. Сегодня в них воспитывается более 93 тысяч детей русской и других национальностей.
В современных условиях развитие системы дошкольного образования в значительной степени обусловлено тем, насколько эффективно осуществляется вопрос подготовки и переподготовки педагогических кадров. По состоянию на 1 января 2013 года в дошкольных организациях республики трудятся 60422 педагога (12957 - педагоги мини-центров), в том числе молодых - 18387.
Образовательный уровень: 58% имеют высшее образование, при этом специальное дошкольное - 21,2%, среднее специальное - 37,9%, в том числе дошкольное - 53%.
Доля педагогов, в том числе заведующих дошкольными организациями, методистов, дефектологов, логопедов, психологов и др., прошедших курсы повышения квалификации, составила 26,1%.
Согласно Пошаговому плану ввода и открытия дошкольных организаций на 2014-2020 годы потребность в кадрах до 2020 года составит 25607 человек (воспитателей - 14952, психологов - 2724, других специалистов - 4894, руководителей - 3037), которая будет обеспечена за счет выпускников колледжей (8097 чел.) и вузов (37200 чел.).
Анализ обеспеченности действующих дошкольных организаций педагогами (с дошкольным образованием) показывает, что, в основном, педагоги имеют высшее педагогическое образование не по профилю. При этом, данные педагоги имеют стаж работы 5 лет и более.
В акционерном обществе «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу» (далее - АО «НЦПК «Өрлеу») до 2020 года планово будут охвачены краткосрочными курсами повышения квалификации 56795 педагогов дошкольных организаций.
В дошкольных организациях предусмотрены 1,5 ставки медицинской сестры и 0,5 ставки диетической сестры на 8-9 групп и более. В организациях, выполняющих задачи по охране и укреплению физического и психического здоровья детей, имеющих кабинеты физиотерапии, предусматриваются по одной штатной единице должности врача.
Медицинское обслуживание детей дошкольного возраста в мини-центрах, группах кратковременного пребывания будет осуществляться в территориальных организациях первичной медико-санитарной помощи (далее - ПМСП).
С учетом изложенного можно выделить следующие сильные и слабые стороны.
Сильные стороны: реализация государственной программы позволит обеспечить полный охват детей 3-6 лет дошкольным образованием. Размещение государственного образовательного заказа в дошкольных организациях независимо от формы собственности продолжит вовлечение частного сектора в образовательную среду. Значительно расширится инклюзивное образование в дошкольных организациях (с 5% до 15%). Кроме того, улучшится качество содержания дошкольного образования, в том числе и кадрового состава. Программа будет способствовать трудоустройству более 120 тысяч человек (2014 год - 17,8 тыс. чел., 2015 год - 14,8 тыс. чел., 2016 год - 15,2 тыс. чел., 2017 год - 11,8 тыс. чел., 2018 год - 13 тыс. чел., 2019 год - 18,2 тыс. чел., 2020 год - 37,9 тыс. чел.).
Слабые стороны: увеличение сети дошкольных организаций, в основном, за счет альтернативной сети (мини-центры, приспособление пустующих зданий под открытие дошкольных организаций, открытие дошкольных организаций на 1-х этажах жилых комплексов и т.д.), а не за счет строительства типовых детских садов.
Среднее образование
Среднее образование является базовым уровнем системы образования. Право на его бесплатное получение гарантируется Конституцией страны.
В системе среднего образования имеют место проблемы, связанные как со слабой материально-технической, учебно-методической базой, так и необходимостью обновления содержания и методов обучения.
По состоянию на 1 июля 2010 года в республике функционируют 7576 государственных дневных общеобразовательных школ, подведомственных местным исполнительным органам (далее - МИО) и Министерству образования и науки Республики Казахстан (далее - МОН), в них обучаются около 2,5 млн. учащихся. Из общей численности школ 64,6% расположены в типовых зданиях, 35,4% - в приспособленных, 201 школа находится в аварийном состоянии. В 37,4% школ используют привозную воду. 70 школ занимаются в 3 смены, 1 школа - в 4 смены. Капитального ремонта требует 25,1% школ.
Оснащены кабинетами физики новой модификации лишь 41,7% основных и средних школ республики, кабинетами химии - 13,2%, кабинетами биологии - 16,3%, ЛМК - 46,7%.
Каждая пятая школа не имеет столовой и буфета. Износ оборудования и инвентаря школьных столовых составляет 80%. 26,4% школ не имеют спортзалов. Отсутствует программа подвоза детей к школе специальными автобусами, финансируемыми государством.
Все это послужило причиной переноса сроков введения 12-летней модели среднего образования.
Характерной чертой казахстанской системы образования является наличие МКШ, которые составляют 56,5% от общего числа школ (в 2005 году - 52%). В том числе, в сельской местности - 68,6%.
Практически каждый четвертый учитель работает и каждый шестой казахстанский школьник учится в МКШ.
Увеличивается число детей с ограниченными возможностями. Если в 2005 году их количество составляло 124 тысяч, то в 2010 году - свыше 149 тысяч. Только 41,4% из них охвачены специальными образовательными программами.
Современная система образования, внедрение инновационных форм и методов обучения предъявляют все более высокие требования к личности и профессиональной компетентности педагогических работников.
Не созданы адекватная законодательная база и система материального и морального стимулирования труд