ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы » Шығыс Қазақстан облысы білім басқармасы Өскемен қаласы бойынша білім бөлімінің «№29 қосымша білім беретін мектеп-орталығы» коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Коммунальное государственное учреждение
"Школа–центр дополнительного образования №29"
акимата города Усть-Каменогорска
Приемная:
+7 (7232) 52-09-76
Бухгалтерия:
+7 (7232) 52-09-76
Версия
для слабовидящих
» » » ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы
18
январь
2018

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы

Указ
Президента Республики Казахстан

Об утверждении Государственной программы развития образования
Республики Казахстан на 2011-2020 годы

изменениями и дополнениями по состоянию на 12.08.2014 г.)

 

В целях реализации УказаПрезидента Республики Казахстан от 1 февраля 2010 года № 922 «О Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2020 года» ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить прилагаемую Государственную программу развития образования Республики Казахстан на 2011 - 2020 годы (далее - Программа).

2. Правительству Республики Казахстан:

1) в месячный срок разработать и утвердить по согласованию с Администрацией Президента Республики Казахстан План мероприятий по реализации Программы;

Подпункт 2 изложен в редакции Указа Президента РК от 27.08.12 г. № 371 (см. стар. ред.)

2) представляет в Администрацию Президента Республики Казахстан результаты мониторинга реализации Программы в сроки и порядке, определяемые Указом Президента Республики Казахстан от 4 марта 2010 года № 931 «О некоторых вопросах дальнейшего функционирования Системы государственного планирования в Республике Казахстан».

3. Центральным и местным исполнительным органам, а также государственным органам, непосредственно подчиненным и подотчетным Президенту Республики Казахстан, принять меры по реализации Программы.

4. Признать утратившим силу Указ Президента Республики Казахстан от 1 июля 2008 года № 626 «О Государственной программе развития технического и профессионального образования в Республике Казахстан на 2008 - 2012 годы» (САПП Республики Казахстан, 2008 г., № 32, ст. 333).

5. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Администрацию Президента Республики Казахстан.

6. Настоящий Указ вводится в действие с 1 января 2011 года.

 

 

Президент

Республики Казахстан

Н. Назарбаев

 

Астана, Акорда, от 7 декабря 2010 года

 

№ 1118

 

 

 

УТВЕРЖДЕНА

Указом Президента

Республики Казахстан

от 7 декабря 2010 года № 1118

 

 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА

развития образования Республики Казахстан

на 2011-2020 годы

 

В раздел 1 внесены изменения в соответствии с УказомПрезидента РК от 02.11.12 г. № 423 (см. стар. ред.);УказомПрезидента РК от 12.08.14 г. № 893 (см. стар. ред.)

1. Паспорт Программы

 

Наименование программы

Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011 - 2020 годы

 

 

Основание для разработки

Указ Президента Республики Казахстан от 1 февраля 2010 г. № 922 «О Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2020 года»;

Указ Президента Республики Казахстан от 19 марта 2010 г. № 957 «Об утверждении Перечня государственных программ»

 

 

Разработчик Программы

Министерство образования и науки Республики Казахстан

 

 

 

Цель

Повышение конкурентоспособности образования, развитие человеческого капитала путем обеспечения доступности качественного образования для устойчивого роста экономики

 

 

Программные цели

совершенствование системы финансирования, ориентированной на обеспечение равного доступа к образовательным услугам;

повышение престижа профессии педагога;

формирование государственно-общественной системы управления образованием;

обеспечение равного доступа всех участников образовательного процесса к лучшим образовательным ресурсам и технологиям;

удовлетворение потребности населения в качественных услугах организаций дошкольного воспитания и обучения;

формирование в общеобразовательных школах интеллектуального, физически и духовно развитого гражданина Республики Казахстан, удовлетворение его потребности в получении образования, обеспечивающего успех в быстро меняющемся мире, развитие конкурентоспособного человеческого капитала для экономического благополучия страны.

Переход на 12-летнюю модель обучения;

модернизация системы технического и профессионального образования (далее - ТиПО) в соответствии с запросами общества и индустриально-инновационного развития экономики, интеграция в мировое образовательное пространство;

достижение высокого уровня качества высшего образования, удовлетворяющего потребности рынка труда, задач индустриально-инновационного развития страны, личности и соответствующего лучшим мировым практикам в области образования;

обеспечение функционирования системы обучения в течение всей жизни;

формирование у молодежи активной гражданской позиции, социальной ответственности, чувства патриотизма, высоких нравственных и лидерских качеств

 

 

Задачи

разработка новых механизмов финансирования образования, направленных на повышение доступности качественного образования; обеспечение системы образования высококвалифицированными кадрами;

усиление государственной поддержки и стимулирование труда педагогических работников;

совершенствование менеджмента в образовании, в том числе внедрение принципов корпоративного управления, формирование системы государственно-частного партнерства в образовании (далее - ГЧП);

совершенствование системы мониторинга развития образования, в том числе создание национальной образовательной статистики с учетом международных требований;

создание условий для внедрения автоматизации учебного процесса;

обеспечение до 2015 года полного охвата детей 5-6-летнего возраста предшкольной подготовкой;

обеспечение равного доступа детей к различным программам дошкольного воспитания и обучения для их подготовки к школе;

увеличение вариативной сети дошкольных организаций с учетом демографической ситуации в республике и образовательных потребностей населения;

создание необходимых финансово-экономических условий для решения проблем дефицита дошкольных организаций;

осуществление полного обеспечения дошкольных организаций квалифицированными кадрами и постоянное повышение их квалификации;

развитие инклюзивного образования (оснащение дошкольных организаций пандусами, подъездами, подъемниками, лифтами и др.);

обновление содержания воспитания и обучения за счет внедрения новых методик и технологий обучения;

обеспечение кадрами организаций дошкольного воспитания и обучения;

осуществление перехода на 12-летнюю модель обучения с обновлением содержания образования;

решение проблемы малокомплектных школ (далее - МКШ);

совершенствование системы инклюзивного образования в школе;

обновление структуры содержания ТиПО с учетом запросов индустриально-инновационного развития экономики;

развитие инфраструктуры подготовки кадров для отраслей экономики;

повышение престижа обучения в ТиПО;

обеспечение кадрами с высшим и послевузовским образованием, соответствующими потребностям

индустриально-инновационного развития страны;

обеспечение интеграции в европейскую зону высшего образования;

обеспечение интеграции образования, науки и производства, создание условий для коммерциализации продуктов интеллектуальной собственности и технологий. Подготовка высококвалифицированных научных и научно-педагогических кадров;

создание условий для обучения в течение всей жизни, образования для всех;

реализация комплекса мер по патриотическому воспитанию и формированию гражданской активности, социальной ответственности и механизма раскрытия потенциала молодежи

 

 

Сроки реализации (этапы)

2011-2020 годы

Программа будет реализована в два этапа:

первый этап: 2011 - 2015 годы

второй этап: 2016 - 2020 годы

 

 

 

Целевые индикаторы

во всех организациях образования, кроме МКШ, внедрен механизм подушевого финансирования;

доля высококвалифицированных педагогических работников, имеющих высшую и первую категории, от общего количества педагогов - 54 %;

в 60% организаций образования созданы попечительские советы;

100% руководителей организаций образования прошли повышение квалификации и переподготовку в области менеджмента;

в 90% организаций среднего образования используется система электронного обучения;

в 2020 году будет обеспечен 100% охват детей в возрасте от 3 до 6 лет дошкольным воспитанием и обучением;

осуществлен полный переход на 12-летнюю модель обучения;

количество школ в рамках проекта «Назарбаев Интеллектуальные школы» во всех регионах Казахстана - 20;

доля учащихся, успешно освоивших образовательные учебные программы по естественно-математическим дисциплинам, - 70%;

результаты учащихся казахстанских общеобразовательных школ в международных сравнительных исследованиях: международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) - 40-45 место, оценка математической и естественнонаучной грамотности учащихся 4 и 8-х классов (TIMSS) - 10-12 место, международное исследование «Изучение качества чтения и понимание текста» (PIRLS) - 10-15 место;

доля школ, создавших условия для инклюзивного образования, от их общего количества - 70%;

доля выпускников ТиПО, прошедших оценку уровня профессиональной подготовленности и присвоения квалификации с первого раза, от общего числа принявших участие - 80 %;

доля занятых и трудоустроенных выпускников учебных заведений ТиПО в первый год после окончания обучения, обучившихся по государственному заказу (далее - госзаказ) - 80%;

доля колледжей, прошедших процедуру национальной институциональной аккредитации - 30%;

доля выпускников вузов, прошедших независимую оценку квалификации в сообществе работодателей с первого раза, от общего количества принявших участие - 80%;

80% выпускников вузов, обучившихся по госзаказу, трудоустроены по специальности в первый год после окончания вуза;

количество вузов Казахстана, отмеченных в рейтинге лучших мировых университетов - 2;

доля вузов, прошедших независимую национальную институциональную аккредитацию по международным стандартам, - 65%;

доля вузов, прошедших независимую национальную специализированную аккредитацию по международным стандартам, - 30%;

доля вузов, осуществляющих инновационную деятельность путем интеграции образования и науки на основе внедрения результатов отечественных научных исследований в производство, - 13 %;

доля профессорско-преподавательского состава и научных работников, имеющих публикации в научных журналах с импакт-фактором в течение последних 5 лет - 5%;

внедрены различные формы и типы образования для всех возрастов;

55% молодежи будет принимать активное участие в реализации мероприятий в сфере молодежной политики и патриотического воспитания от общей численности молодежи

 

 

Источники и объемы финансирования

Объем финансирования первого этапа Программы из республиканского бюджета составляет 509,7 млрд. тенге.

Финансирование из местного бюджета будет осуществляться в пределах предусмотренных средств, выделяемых ежегодно из соответствующих местных бюджетов на развитие системы образования.

 

 

 

 

2. Введение

 

Образование признано одним из важнейших приоритетов долгосрочной Стратегии «Казахстан - 2030». Общей целью образовательных реформ в Казахстане является адаптация системы образования к новой социально-экономической среде. Президентом Казахстана была также поставлена задача о вхождении республики в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира. Совершенствование системы образования играет важную роль в достижении этой цели.

Международный опыт подтверждает, что инвестиции в человеческий капитал, и, в частности, в образование, начиная с раннего детства до зрелого возраста, способствуют существенным отдачам для экономики и общества.

Инвестиции в человеческий капитал крайне необходимы для создания технически прогрессивной, производительной рабочей силы, которая может адаптироваться в быстро изменяющемся мире. Успешными экономиками будущего будут те, которые инвестируют в образование, навыки и способности населения. Образование необходимо понимать как экономические инвестиции, а не просто как затраты на социальные нужды.

Существует множество доказательств, связывающих образование и экономический рост:

обзор международных исследований в макро- и микроэкономике свидетельствует о том, что существует тесная связь между образованием, доходом и производительностью. При этом, отмечается большая отдача при инвестициях на более раннем этапе обучения;

исследования подтверждают важное значение инвестиций в развитие образования.

Помимо экономических выгод образование создает другие социальные выгоды, способствует формированию социального капитала - общества с большой долей гражданского участия, высокой социальной сплоченностью и интеграцией, низким уровнем преступности. С самого раннего возраста образование играет важную роль в формировании социальных, эмоциональных, и других жизненно необходимых навыков. В этом заключаются убедительные аргументы в пользу дальнейшего развития всего спектра образовательных услуг. Казахстану необходима кардинальная модернизация образования: значительное и устойчивое увеличение инвестиций в образование, улучшение его качества.

Поэтому предлагается новое национальное видение: к 2020 году Казахстан - образованная страна, умная экономика и высококвалифицированная рабочая сила. Развитие образования должно стать платформой, на которую будет опираться будущее экономическое, политическое и социально-культурное процветание страны.

Организационной основой реализации государственной политики Республики Казахстан в сфере образования должна стать Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы (далее - Программа), обеспечивающая продолжение модернизации казахстанского образования.

Программа как организационная основа государственной политики в сфере образования представляет собой комплекс взаимоувязанных по ресурсам и срокам мероприятий, охватывающих изменения в структуре, содержании и технологиях образования и воспитания, системе управления, организационно-правовых формах субъектов образовательной деятельности и финансово-экономических механизмах.

 

 

В раздел 3 внесены изменения в соответствии с Указом Президента РК от 12.08.14 г. № 893 (см. стар. ред.)

3. Анализ текущей ситуации

 

В Республике Казахстан прогрессивное развитие и модернизация образования являются возможными благодаря пониманию руководством страны необходимости и важности развития человеческого капитала и всесторонней поддержке при инициировании и проведении реформ в сфере образования.

С 2005 года были приняты Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2005 - 2010 годы, Государственная программа развития технического и профессионального образования в Республике Казахстан на 2008 - 2012 годы, Программа«Дети Казахстана» на 2007 - 2011 годы, Программа по обеспечению детей дошкольным воспитанием «Балапан» на 2010 - 2014 годы.

Существенным вкладом в развитие человеческого капитала страны стала реализация международной стипендии Президента Республики Казахстан «Болашак», дающей возможность одаренным молодым казахстанцам получить образование в лучших университетах мира.

Казахстан в настоящее время является участником основных международных документов в области образования, защиты прав человека и ребенка. Это Всеобщая Декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка, Международная Декларация экономических, социальных и культурных прав человека, Лиссабонская Конвенция о признании квалификации, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе, Болонская декларация и другие.

Развитие человеческих ресурсов определено в качестве одного из приоритетов Стратегического плана развития страны до 2020 года.

Есть реально достижимые цели качественного развития человеческого капитала посредством инвестиций в образование.

В результате реализации Государственной программы развития образования в Республике Казахстан на 2005 - 2010 годы по состоянию на 1 июля 2010 года все уровни образования институционально обеспечены сетью соответствующих организаций. Структура образования приведена в соответствие с Международной стандартной классификацией образования. Создаются условия для введения 12-летней модели обучения. Реструктурировано техническое и профессиональное образование. Введена трехуровневая подготовка специалистов: бакалавр - магистр - доктор Ph.D. Утвержден Классификатор специальностей высшего и послевузовского образования Республики Казахстан, содержащий укрупненные группы специальностей.

Создана Национальная система оценки качества образования, включающая в себя элементы независимого внешнего оценивания (лицензирование, аттестация, аккредитация, рейтинг, единое национальное тестирование (далее - ЕНТ), промежуточный государственный контроль (далее - ПГК), комплексное тестирование абитуриентов и другие).

Начато внедрение областных систем оценки качества образования во всех регионах республики.

Укрепляется материальная база организаций образования.

Только в 2009 году осуществлена поставка в школы 640 кабинетов биологии, 536 лингафонных мультимедийных кабинетов (далее - ЛМК), 10 кабинетов физики, 78 кабинетов химии, доукомплектование 721 школы интерактивными досками. В настоящее время в 3450 школах имеются лингафонные мультимедийные кабинеты, по сравнению с 2005 годом их количество увеличилось на 2661.

Повышается качество образования.

Развивается инклюзивное образование.

Решаются вопросы бесплатного горячего питания и подвоза учащихся средней школы.

Государственный образовательный заказ на подготовку кадров с высшим и послевузовским образованием увеличился с 25 710 в 2005 году до 35 425 - в 2010.

Ведется работа по развитию информатизации образования. В настоящее время на один компьютер приходится 18 учащихся. В 2005 году данный показатель составлял 41, в том числе 36 - в сельской местности.

К сети Интернет подключено 98% школ, сельских - 97% (в 2005 году - 75% и 70% соответственно). К широкополосному Интернету имеют доступ 34% школ.

Казахстанские школьники приняли участие в международном сопоставительном исследовании TIMSS - 2007 и заняли 5-ое место по математике и 11-ое по естествознанию среди учащихся 4-х классов 36 стран.

В настоящее время в Казахстане уделяется огромное внимание развитию государственного языка. В центральных и местных исполнительных органах, при вузах в регионах республики созданы центры обучения казахскому языку, введены обязательные обучающие курсы, делопроизводство на казахском языке, уровневое обучение государственному языку в основной и средней общеобразовательной школе.

Создана сеть специализированных школ для одаренных детей с обучением на трех языках. В настоящее время в республике функционируют 33 школы с обучением на трех языках.

Созданы 6 Назарбаев Интеллектуальных школ.

В национальной высшей школе приняты меры по достижению мирового уровня образования: Казахстан вошел в Европейское образовательное пространство, присоединился к Болонской Декларации, в городе Астане создано престижное высшее учебное заведение мирового уровня - «Назарбаев Университет».

Расширена академическая свобода вузов в определении содержания учебных программ: увеличен компонент по выбору - в бакалавриате с 40% до 50%, магистратуре - с 50% до 60% и в докторантуре - с 70% до 80%.

Растет количество студентов, желающих получить качественное высшее образование. За рубежом обучаются более 20 тыс. казахстанцев. Около 3000 стипендиатов международной стипендии Президента Республики Казахстан «Болашак» обучаются в 27 странах мира.

Принимаются меры по созданию условий для повышения привлекательности высшего образования для иностранцев. В вузах республики обучаются свыше 10 тысяч иностранных граждан.

Вместе с тем качество казахстанского образования пока остается малоконкурентным.

Дошкольное воспитание и обучение

До обретения независимости Казахстан обладал самой лучшей в Центральной Азии системой образования, которая охватывала около 70% детей до 7 лет.

В 1991 году существовали 8743 детских сада, более половины (4868) которых были приватизированы в период «оптимизации», часть зданий детских садов была заброшена, претерпела разрушение. В целом, до 2000-го года количество детских садов в республике уменьшилось до 1144.

На 1 января 2013 года в республике функционируют 8590 дошкольных организаций, их посещают 644,3 тыс. детей.

С учетом международного опыта (Германия, Япония и др.), а также с целью обеспечения большего охвата детей дошкольным воспитанием и обучением активно открываются мини-центры (мини-центры - 63,5%, детские сады - 36,4%).

Законодательством Республики Казахстан в соответствии с основополагающими международными документами в области образования предусматривается принцип равных прав на образование для детей с ограниченными возможностями в развитии.

В республике осуществляется инклюзивное образование в 166 детских садах для 2375 детей, что составляет 14% от общего количества выявленных детей с ограниченными возможностями.

Кроме того, функционируют 39 специальных детских садов и 315 специальных групп в детских садах общего назначения для детей с ограниченными возможностями в развитии. Их контингент составляет в детских садах 4945 детей, в спецгруппах - 5879.

Для детей с ограниченными возможностями, не имеющими возможности посещать специальные дошкольные организации, предусмотрено оказание коррекционно-педагогической поддержки в реабилитационных центрах, кабинетах психолого-педагогической коррекции (далее - КППК).

В 129 действующих КПКК республики обслуживаются дети, в основном, дошкольного возраста. Из 43811 детей с ограниченными возможностями в развитии 15244 ребенка охвачены дошкольным воспитанием.

За три года с 2010-2014 годы число дошкольных организаций увеличилось более чем на 4 тыс. единицы (1211 детских садов и 2811 мини-центров) на 288,3 тыс. мест за счет строительства, открытия частных детских садов и других способов ввода, таких как возврат ранее приватизированных зданий детских садов, приспособление пустующих, открытие на 1-х этажах жилых комплексов.

Охват детей дошкольными организациями с 2010 года вырос на 16,5% и составил 71,5%.

Вместе с тем, остается актуальной проблема недостаточности дошкольных организаций в стране. Потребность в организованном дошкольном воспитании и обучении наблюдалась во всех регионах.

С 2010 года число ожидающих места в детских садах выросло на 34,9 тыс. детей и в настоящее время составляет 406,6 тыс. детей, из них 196,6 тыс. в возрасте от 3-6 лет зарегистрированы на получение места в дошкольной организации.

Демографические процессы в стране - один из определяющих факторов роста очереди на получение мест в дошкольных организациях республики.

Анализ рождаемости детей в Казахстане за последние 20 лет показывает: с 1990 по 1999 годы произошло снижение рождаемости, а с 2000 до 2013 года - рост рождаемости, в среднем, на 13 тыс. человек, что обусловит в последующем увеличение очерёдности на места в дошкольных организациях на 5-7% в год.

В 2013 году наибольшее число детей родилось в городе Астане (4978), Алматинской (11254) и Южно-Казахстанской областях (20448). Естественный прирост населения в целом по республике за этот же период составляет 2716 человек.

В связи с чем возможно возникновение рисков, связанных с демографическими процессами, которые могут препятствовать достижению цели.

При положительной динамике демографических процессов число населённых пунктов, в которых возникнет или возрастёт потребность в дошкольных организациях, увеличится.

Для снижения уровня риска при ежегодных уточнениях показателей роста охвата детей и финансирования открытия дошкольных организаций необходимо активизировать механизм размещения государственного образовательного заказа в дошкольных организациях и развитие государственно-частного партнёрства.

В целях обновления содержания дошкольного образования проведен анализ международного и лучшего отечественного опыта дошкольного образования.

Это позволило выявить следующие проблемы: несоответствие используемых методов и форм работы с детьми требованиям современности, где не всегда учитывались познавательные интересы детей, их любознательность и самостоятельность. Кроме того, выявлено отсутствие системности во внедрении технологий в дошкольном образовании. В связи с чем, содержание действующих программ и учебно-методических комплексов требует обновления согласно Государственному общеобязательному стандарту образования (далее - ГОСО).

С учетом значимости и актуальности развития дошкольного уровня в рамках проекта Организации экономического сотрудничества и развития (далее - ОЭСР) ведутся исследования по раннему развитию детей.

В настоящее время Министерством совместно с местными исполнительными органами проводятся мероприятия по развитию различных форм развития детей, в том числе раннего возраста:

1) расширение сети всех видов и типов дошкольных организаций;

2) обеспечение образовательными услугами родителей через расширение сети консультативных пунктов, создание телевещательных программ для родителей, обучающих сайтов, обеспечение семьям доступа к интернет-ресурсам;

3) программно-методическое обновление содержания системы дошкольного образования, в том числе по раннему развитию детей;

4) организация фундаментальных и прикладных научно-исследовательских работ по раннему развитию детей.

В Казахстане в настоящее время основополагающей ролью дошкольного образования при переходе на 12-летнее образование является создание условий для безболезненного перехода ребёнка-дошкольника из детского сада в начальную школу, т.е. преемственность и непрерывность образования детей дошкольного возраста.

Мировая практика показывает, что наиболее благоприятным возрастом для подготовки к обучению в школе является период развития ребёнка с 3 до 6 лет. Так, во Франции дошкольное образование не является обязательным, но практически все дети с 3 до 6 лет посещают детский сад. Аналогичная ситуация в Германии, Канаде, Венгрии, Англии. В Дании структура дошкольного воспитания и обучения схожа с казахстанской: ясли - для детей от полугода до 3 лет, детские сады - от 3 до 6-7 лет.

Учитывая мировые тенденции и переход системы образования на 12-летнее обучение, необходимо обеспечить подготовку детей к обучению в школе с 3-х до 6 лет.

Для обеспечения преемственности семейного и общественного воспитания в республике функционируют 1046 консультационных пунктов для родителей.

Послание Президента страны народу предусматривает воспитание человека нового формата с новой культурой и миссией, владеющего тремя языками (государственным, русским, как языком межнационального согласия и общения, иностранным языком).

Воспитательно-образовательный процесс осуществляется на казахском языке в 1867 (59,6%) детских садах и 3780 (69,2%) мини-центрах с общим контингентом 340,4 тысяч детей.

В 310 (9,9%) детских садах и 1682 (29,8%) мини-центрах воспитываются 92,1 тысяч детей на русском языке, в 948 (30,3%) детских садах - 211,5 тысяч детей на русском и казахском языках, 267 детей в 3 (0,1%) детских садах - на узбекском языке.

Возросший статус государственного языка способствует росту числа детей некоренной национальности в дошкольных организациях с казахским языком воспитания и обучения. Сегодня в них воспитывается более 93 тысяч детей русской и других национальностей.

В современных условиях развитие системы дошкольного образования в значительной степени обусловлено тем, насколько эффективно осуществляется вопрос подготовки и переподготовки педагогических кадров. По состоянию на 1 января 2013 года в дошкольных организациях республики трудятся 60422 педагога (12957 - педагоги мини-центров), в том числе молодых - 18387.

Образовательный уровень: 58% имеют высшее образование, при этом специальное дошкольное - 21,2%, среднее специальное - 37,9%, в том числе дошкольное - 53%.

Доля педагогов, в том числе заведующих дошкольными организациями, методистов, дефектологов, логопедов, психологов и др., прошедших курсы повышения квалификации, составила 26,1%.

Согласно Пошаговому плану ввода и открытия дошкольных организаций на 2014-2020 годы потребность в кадрах до 2020 года составит 25607 человек (воспитателей - 14952, психологов - 2724, других специалистов - 4894, руководителей - 3037), которая будет обеспечена за счет выпускников колледжей (8097 чел.) и вузов (37200 чел.).

Анализ обеспеченности действующих дошкольных организаций педагогами (с дошкольным образованием) показывает, что, в основном, педагоги имеют высшее педагогическое образование не по профилю. При этом, данные педагоги имеют стаж работы 5 лет и более.

В акционерном обществе «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу» (далее - АО «НЦПК «Өрлеу») до 2020 года планово будут охвачены краткосрочными курсами повышения квалификации 56795 педагогов дошкольных организаций.

В дошкольных организациях предусмотрены 1,5 ставки медицинской сестры и 0,5 ставки диетической сестры на 8-9 групп и более. В организациях, выполняющих задачи по охране и укреплению физического и психического здоровья детей, имеющих кабинеты физиотерапии, предусматриваются по одной штатной единице должности врача.

Медицинское обслуживание детей дошкольного возраста в мини-центрах, группах кратковременного пребывания будет осуществляться в территориальных организациях первичной медико-санитарной помощи (далее - ПМСП).

С учетом изложенного можно выделить следующие сильные и слабые стороны.

Сильные стороны: реализация государственной программы позволит обеспечить полный охват детей 3-6 лет дошкольным образованием. Размещение государственного образовательного заказа в дошкольных организациях независимо от формы собственности продолжит вовлечение частного сектора в образовательную среду. Значительно расширится инклюзивное образование в дошкольных организациях (с 5% до 15%). Кроме того, улучшится качество содержания дошкольного образования, в том числе и кадрового состава. Программа будет способствовать трудоустройству более 120 тысяч человек (2014 год - 17,8 тыс. чел., 2015 год - 14,8 тыс. чел., 2016 год - 15,2 тыс. чел., 2017 год - 11,8 тыс. чел., 2018 год - 13 тыс. чел., 2019 год - 18,2 тыс. чел., 2020 год - 37,9 тыс. чел.).

Слабые стороны: увеличение сети дошкольных организаций, в основном, за счет альтернативной сети (мини-центры, приспособление пустующих зданий под открытие дошкольных организаций, открытие дошкольных организаций на 1-х этажах жилых комплексов и т.д.), а не за счет строительства типовых детских садов.

Среднее образование

Среднее образование является базовым уровнем системы образования. Право на его бесплатное получение гарантируется Конституцией страны.

В системе среднего образования имеют место проблемы, связанные как со слабой материально-технической, учебно-методической базой, так и необходимостью обновления содержания и методов обучения.

По состоянию на 1 июля 2010 года в республике функционируют 7576 государственных дневных общеобразовательных школ, подведомственных местным исполнительным органам (далее - МИО) и Министерству образования и науки Республики Казахстан (далее - МОН), в них обучаются около 2,5 млн. учащихся. Из общей численности школ 64,6% расположены в типовых зданиях, 35,4% - в приспособленных, 201 школа находится в аварийном состоянии. В 37,4% школ используют привозную воду. 70 школ занимаются в 3 смены, 1 школа - в 4 смены. Капитального ремонта требует 25,1% школ.

Оснащены кабинетами физики новой модификации лишь 41,7% основных и средних школ республики, кабинетами химии - 13,2%, кабинетами биологии - 16,3%, ЛМК - 46,7%.

Каждая пятая школа не имеет столовой и буфета. Износ оборудования и инвентаря школьных столовых составляет 80%. 26,4% школ не имеют спортзалов. Отсутствует программа подвоза детей к школе специальными автобусами, финансируемыми государством.

Все это послужило причиной переноса сроков введения 12-летней модели среднего образования.

Характерной чертой казахстанской системы образования является наличие МКШ, которые составляют 56,5% от общего числа школ (в 2005 году - 52%). В том числе, в сельской местности - 68,6%.

Практически каждый четвертый учитель работает и каждый шестой казахстанский школьник учится в МКШ.

Увеличивается число детей с ограниченными возможностями. Если в 2005 году их количество составляло 124 тысяч, то в 2010 году - свыше 149 тысяч. Только 41,4% из них охвачены специальными образовательными программами.

Современная система образования, внедрение инновационных форм и методов обучения предъявляют все более высокие требования к личности и профессиональной компетентности педагогических работников.

Не созданы адекватная законодательная база и система материального и морального стимулирования труд