Методика и опыт - Шығыс Қазақстан облысы білім басқармасы Өскемен қаласы бойынша білім бөлімінің «№29 қосымша білім беретін мектеп-орталығы» коммуналдық мемлекеттік мекемесі http://29-oskemen.mektebi.kz/ ru Методика и опыт - Шығыс Қазақстан облысы білім басқармасы Өскемен қаласы бойынша білім бөлімінің «№29 қосымша білім беретін мектеп-орталығы» коммуналдық мемлекеттік мекемесі DataLife Engine Обучающие видеоролики http://29-oskemen.mektebi.kz/o-shkole/metodika-i-opyt/39-obuchayuschie-videoroliki.html http://29-oskemen.mektebi.kz/o-shkole/metodika-i-opyt/39-obuchayuschie-videoroliki.html Обучающие видеоролики о способах получения государственных услуг в электронном виде через портал
"ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА"
 
 

]]>
Обучающие видеоролики о способах получения государственных услуг в электронном виде через портал
"ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА"
 
 

]]>
admin Tue, 23 Jan 2018 02:41:33 +0600
Публикации преподователей http://29-oskemen.mektebi.kz/o-shkole/metodika-i-opyt/5-publikaciya-prepodovateley.html http://29-oskemen.mektebi.kz/o-shkole/metodika-i-opyt/5-publikaciya-prepodovateley.html Публикации преподователей
 
Нурдинова Татьяна Анатольевна,
учитель начальных классов
КГУ «Средняя школа №29»
г.Усть-Каменогорск




Новое поколение- новые подходы!?
Солнце не может жить без лучей,
 И лучи не могут без солнца.
 Нужно так полюбить детей-
 Отдать всю себя, до донца!


Профессия учителя, прямо скажем, уникальная и очень востребованная, потому что малыши-школьники есть в каждой семье и все желают им успехов и добра. В школе они в наших материнских руках и мы должны оправдать ожидания целых поколений взрослых и детей.
Курсовая переподготовка по новым подходам в образовании ещё раз доказала, что общество развивается стремительными темпами и требует гибкости от учителя, способности воспринимать и принимать инновации, готовности к переменам. Я убедилась, что сегодня учитель должен быть не только источником знаний, но и активным участником учебного процесса.Вовлечь каждого ребёнка в процесс обучения, суметь выслушать его, сделать его своим ассистентом, посмотреть глазами ученика на волнующую его проблему – вот задача учителя. Новое время потребовало от учителя владения современными активными технологиями и активного применения их на уроках. Да и нынешние дети знают многое и умеют многое. Они активно получают информацию из Интернета, телевидения, в среде сверстников. Сегодняшний ученик хорошо владеет компьютером, разбирается в технике. А наша задача направить их умения в нужное русло, подсказать, как добыть знания, заинтересовать, добиться, чтобы их глаза загорелись интересом к познанию. Если же учитель останется наедине с учебником, доской и мелом, он неминуемо проиграет новому поколению школьников, т.к. не сможет удовлетворить запросы нового поколения, желающего действовать и познавать мир с большой скоростью.
Актуальность проблемы переподготовки высококвалифицированного, свободно мыслящего, активно действующего учителя на современном этапе в связи с возрождающимся подходом к человеку как самоценности очевидна для всех. От учителя зависит насколько интересным, насыщенным будет учебный процесс.
Без оптимизма в школе сегодня не выжить. Нужно много сил для того, чтобы научить детей любить свою Родину, читать, считать, писать, рисовать, дружить и жить по школьным и общечеловеческим правилам. И мне это по душе, нравится быть нужной. Поэтому я и работаю в начальной школе, а рядом со мной - мои коллеги, талантливые люди. Объединяет нас одно - мы учителя!!! Мы вместе преодолевали изменения в стандартах, программах и подходах к образованию, но остались преданны общему делу- своей любимой профессии. Если учитель не ленится профессионально расти, то и его ученики будут успешными и востребованными в современном обществе. Школьный день многогранен. Перед глазами вечная галерея родных лиц –моих учеников. Мы взаимно нужны друг другу. А ведь это так важно- отдать всю себя до донца…


 
Нурдинова Татьяна Анатольевна
заместитель директора 
по учебной работе в начальной школе



На пороге нового!

Обновление образования, о котором так много говорили в последние годы, наконец-то перешагнуло пороги школ. В 2016-2017 учебном году все первые классы обучаются по новым Государственным стандартам. За плечами учителей большая подготовительная работа: пройдены курсы переподготовки, изучены нормативные документы, подготовлены классы и наглядные материалы, получены новые учебно-методические пособия. Всё готово!
А самое главное- в школе поселились самые маленькие участники всех преобразований-первоклассники. Им и невдомёк, что сегодня им предстоит обучаться в новых условиях, по новым программам и с новыми подходами. Перед ними всё тот же учитель. Но сегодня он более современный и мобильный, готовый мгновенно менять ситуацию на уроке в целях качественного обучения и поддержания интереса к учебной деятельности у маленьких школьников. Практические знания и умения, накопленные учителем за годы предыдущей работы, так же востребованы. Это радует родителей учащихся. Они понимают, что их учитель опытный человек! Особенно вдохновляет родителей, если их классный руководитель с искорками в глазах смог донести до них особенности современного обучения. На первом родительском собрании родители с воодушевлением предлагали свою помощь в оформления класса, приобретении всего необходимого для детей. 
Сегодня интересно всем участникам внедрения обновлённого содержания образования. Учитель гораздо больше внимания должен уделять подбору самых интересных, надёжных и эффективных методов, форм и приёмов работы с учащимися, чтобы подготовить активного и мыслящего ученика. Структура новой модели развивается в контексте вопроса «Для чего учиться в школе?», а не как раньше «Чему учиться?»
Содержание предметов в 1 классе предусматривает применение коммуникативного подхода, направленного на развитие навыков по четырем видам речевой деятельности и направлено на развитие у ребят интереса и позитивного отношения к обучению через игровую и познавательную деятельность, а также на формирование первоначальных коммуникативных навыков для обмена информацией. Почти месяц первоклассники с воодушевлением работают по новым, ярким учебникам и прописям. Им нравится примерять различные роли на уроке: то они артисты театра, то ведущие забавной игры под музыку, то помогают учителю объяснять материал.
Через интерес у них завязываются отношения дружбы с ранее незнакомыми одноклассниками, они обмениваются книгами, рисунками, вместе играют. А учитель в эти дни стал для ребятишек новым и интересным собеседником, который ежедневно дарит столько приятных неожиданностей. Это - сюрпризы из «волшебного мешка», гости урока-герои любимых сказок и мультиков, а также многочисленные призы, которые нужно обязательно ежедневно заработать. Мотивация на успех, похвала, поддержка, поощрение помогает первоклассникам ощутить комфорт и уверенность в новых условиях. Коллективно создаётся среда, дружественная к ребёнку.
Интересен для ребят новый предмет «Естествознание», который направлен на развитие природной любознательности, исследовательских навыков, формирования научного понимания и видения окружающего мира. Его содержание построено по принципу «от простого к сложному, от знакомого к незнакомому». Дети активно добывают знания на каждом уроке. Особенно их увлекает процесс исследования. Они приучаются работать в паре и группе, уважая мнение другого. В этих условиях учитель организует процесс «добывания знаний» на каждом уроке.
Отчётливо прослеживается интеграция предметов, взаимно дополняющих и закрепляющих знания учащихся. Спиралевидное построение учебных программ позволяет отрабатывать материал на каждом уроке.
Интересно вкрапление трехъязычного обучения. На уроках обучения грамоте дети с удовольствием запоминают и заучивают слова на казахском, русском и английском языке. Их удивляет произношение слов, дети радуются, узнав новое. Да и учителю приходится не отставать в овладении новым словарным запасом. Очень многое зависит от творчества учителя, если он сам «загорается», то и первоклассники не отстают.
В целом, работать интересно, потому что в школе нет случайных и ленивых людей. А это значит, что новую идею обновления содержания образования мы сможем успешно воплотить в жизнь. ]]>
Публикации преподователей
 
Нурдинова Татьяна Анатольевна,
учитель начальных классов
КГУ «Средняя школа №29»
г.Усть-Каменогорск




Новое поколение- новые подходы!?
Солнце не может жить без лучей,
 И лучи не могут без солнца.
 Нужно так полюбить детей-
 Отдать всю себя, до донца!


Профессия учителя, прямо скажем, уникальная и очень востребованная, потому что малыши-школьники есть в каждой семье и все желают им успехов и добра. В школе они в наших материнских руках и мы должны оправдать ожидания целых поколений взрослых и детей.
Курсовая переподготовка по новым подходам в образовании ещё раз доказала, что общество развивается стремительными темпами и требует гибкости от учителя, способности воспринимать и принимать инновации, готовности к переменам. Я убедилась, что сегодня учитель должен быть не только источником знаний, но и активным участником учебного процесса.Вовлечь каждого ребёнка в процесс обучения, суметь выслушать его, сделать его своим ассистентом, посмотреть глазами ученика на волнующую его проблему – вот задача учителя. Новое время потребовало от учителя владения современными активными технологиями и активного применения их на уроках. Да и нынешние дети знают многое и умеют многое. Они активно получают информацию из Интернета, телевидения, в среде сверстников. Сегодняшний ученик хорошо владеет компьютером, разбирается в технике. А наша задача направить их умения в нужное русло, подсказать, как добыть знания, заинтересовать, добиться, чтобы их глаза загорелись интересом к познанию. Если же учитель останется наедине с учебником, доской и мелом, он неминуемо проиграет новому поколению школьников, т.к. не сможет удовлетворить запросы нового поколения, желающего действовать и познавать мир с большой скоростью.
Актуальность проблемы переподготовки высококвалифицированного, свободно мыслящего, активно действующего учителя на современном этапе в связи с возрождающимся подходом к человеку как самоценности очевидна для всех. От учителя зависит насколько интересным, насыщенным будет учебный процесс.
Без оптимизма в школе сегодня не выжить. Нужно много сил для того, чтобы научить детей любить свою Родину, читать, считать, писать, рисовать, дружить и жить по школьным и общечеловеческим правилам. И мне это по душе, нравится быть нужной. Поэтому я и работаю в начальной школе, а рядом со мной - мои коллеги, талантливые люди. Объединяет нас одно - мы учителя!!! Мы вместе преодолевали изменения в стандартах, программах и подходах к образованию, но остались преданны общему делу- своей любимой профессии. Если учитель не ленится профессионально расти, то и его ученики будут успешными и востребованными в современном обществе. Школьный день многогранен. Перед глазами вечная галерея родных лиц –моих учеников. Мы взаимно нужны друг другу. А ведь это так важно- отдать всю себя до донца…


 
Нурдинова Татьяна Анатольевна
заместитель директора 
по учебной работе в начальной школе



На пороге нового!

Обновление образования, о котором так много говорили в последние годы, наконец-то перешагнуло пороги школ. В 2016-2017 учебном году все первые классы обучаются по новым Государственным стандартам. За плечами учителей большая подготовительная работа: пройдены курсы переподготовки, изучены нормативные документы, подготовлены классы и наглядные материалы, получены новые учебно-методические пособия. Всё готово!
А самое главное- в школе поселились самые маленькие участники всех преобразований-первоклассники. Им и невдомёк, что сегодня им предстоит обучаться в новых условиях, по новым программам и с новыми подходами. Перед ними всё тот же учитель. Но сегодня он более современный и мобильный, готовый мгновенно менять ситуацию на уроке в целях качественного обучения и поддержания интереса к учебной деятельности у маленьких школьников. Практические знания и умения, накопленные учителем за годы предыдущей работы, так же востребованы. Это радует родителей учащихся. Они понимают, что их учитель опытный человек! Особенно вдохновляет родителей, если их классный руководитель с искорками в глазах смог донести до них особенности современного обучения. На первом родительском собрании родители с воодушевлением предлагали свою помощь в оформления класса, приобретении всего необходимого для детей. 
Сегодня интересно всем участникам внедрения обновлённого содержания образования. Учитель гораздо больше внимания должен уделять подбору самых интересных, надёжных и эффективных методов, форм и приёмов работы с учащимися, чтобы подготовить активного и мыслящего ученика. Структура новой модели развивается в контексте вопроса «Для чего учиться в школе?», а не как раньше «Чему учиться?»
Содержание предметов в 1 классе предусматривает применение коммуникативного подхода, направленного на развитие навыков по четырем видам речевой деятельности и направлено на развитие у ребят интереса и позитивного отношения к обучению через игровую и познавательную деятельность, а также на формирование первоначальных коммуникативных навыков для обмена информацией. Почти месяц первоклассники с воодушевлением работают по новым, ярким учебникам и прописям. Им нравится примерять различные роли на уроке: то они артисты театра, то ведущие забавной игры под музыку, то помогают учителю объяснять материал.
Через интерес у них завязываются отношения дружбы с ранее незнакомыми одноклассниками, они обмениваются книгами, рисунками, вместе играют. А учитель в эти дни стал для ребятишек новым и интересным собеседником, который ежедневно дарит столько приятных неожиданностей. Это - сюрпризы из «волшебного мешка», гости урока-герои любимых сказок и мультиков, а также многочисленные призы, которые нужно обязательно ежедневно заработать. Мотивация на успех, похвала, поддержка, поощрение помогает первоклассникам ощутить комфорт и уверенность в новых условиях. Коллективно создаётся среда, дружественная к ребёнку.
Интересен для ребят новый предмет «Естествознание», который направлен на развитие природной любознательности, исследовательских навыков, формирования научного понимания и видения окружающего мира. Его содержание построено по принципу «от простого к сложному, от знакомого к незнакомому». Дети активно добывают знания на каждом уроке. Особенно их увлекает процесс исследования. Они приучаются работать в паре и группе, уважая мнение другого. В этих условиях учитель организует процесс «добывания знаний» на каждом уроке.
Отчётливо прослеживается интеграция предметов, взаимно дополняющих и закрепляющих знания учащихся. Спиралевидное построение учебных программ позволяет отрабатывать материал на каждом уроке.
Интересно вкрапление трехъязычного обучения. На уроках обучения грамоте дети с удовольствием запоминают и заучивают слова на казахском, русском и английском языке. Их удивляет произношение слов, дети радуются, узнав новое. Да и учителю приходится не отставать в овладении новым словарным запасом. Очень многое зависит от творчества учителя, если он сам «загорается», то и первоклассники не отстают.
В целом, работать интересно, потому что в школе нет случайных и ленивых людей. А это значит, что новую идею обновления содержания образования мы сможем успешно воплотить в жизнь. ]]>
admin Fri, 28 Apr 2017 00:17:54 +0600
Статья учителей http://29-oskemen.mektebi.kz/o-shkole/metodika-i-opyt/4-statya-uchiteley.html http://29-oskemen.mektebi.kz/o-shkole/metodika-i-opyt/4-statya-uchiteley.html  
Браткова Алевтина Ивановна
 Учитель начальных классов
 Коммунальное Государственное Учреждение «Средняя школа № 29»
 акимата г.Усть-Каменогорска, Казахстан


СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ ОПТИМАЛЬНОГО ЧТЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ 

В мире информационных технологий роль книги стала ослабевать, люди перестали читать. Однако, главную роль в овладении функциональной грамотностью играет быстрое и осознанное чтение, умение анализировать прочитанное. Поэтому учителя начальной школы развитию техники чтения уделяют особое внимание.
«Люди перестают мыслить, когда перестают читать».
Д. Дидро
Переход к обновленному содержанию школьного образования – это, по существу, реформа всей национальной системы образования. Современная школа требует радикальных изменений, позволяющих учащимся адаптироваться в динамично меняющемся мире, творчески развивать себя в личной и профессиональной жизни, быть конкурентоспособным. Выпускник школы должен обладать навыками самостоятельной учебно-познавательной и исследовательской деятельности, постоянно приобретать новые знания. Он должен уметь продуктивно использовать в процессе познания новые технологии, в том числе информационно – коммуникативные, но роль книги, учебника остается главной. Одна из основных базовых ценностей обновленного начального образования определена как «образование в течении всей жизни». Конечно, получить качественные знания и умения, не работая с книгой и не умея читать нельзя. И учитывая объем информации, который должен усвоить обучающийся любого возраста, нужно в первую очередь научить его быстро и вдумчиво читать.
В рамках реализации Плана Нации – «100 конкретных шагов», инициированного Президентом Республики Казахстан Н.А. Назарбаевым, запланированы 5 шагов в сфере образования, направленных на повышение качества человеческого капитала на основе стандартов стран ОЭСР. Один из них: поэтапное внедрение 12-летнего образования, обновление стандартов школьного обучения для развития функциональной грамотности [1].
Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность есть атомарный уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.
Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами. Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями. Способный изучать, искать, думать, сотрудничать, действовать.
Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности.
Развитию осознанности чтения необходимо уделять самое пристальное внимание, особенно на первой ступени образования. Осознанное чтение является основой саморазвития личности – грамотно читающий человек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли, свободно общается. Недостатки чтения обусловливают и недостатки интеллектуального развития, что вполне объяснимо.
То, что скорость чтения напрямую связана с качеством обучения, давно уже подтвердили исследования известных педагогов. Например: В. А. Сухомлинский считал, что при выходе из 4 класса, ученик должен читать в среднем 150 слов в минуту. В противном случае наступает «диспропорция между умениями и знаниями» [2]. Известный ученый В. Н. Зайцев, обработав информацию, полученную при проведении многократных исследований, сделал вывод, что скорость чтения, является самым важным фактором, влияющим на успеваемость школьников. Анализ качества знаний в соответствии с техникой чтения, который проводила творческая группа В.Н. Зайцева в общеобразовательных школах, выявил следующую закономерность: те, кто в 5 – 6 классах учились на «5» - читали в среднем 130 – 170 слов в минуту, на «4» -100 – 140, на «3» - 90 слов в минуту. В.Н. Зайцев делает вывод: «Оптимальное чтение» – это чтение со скоростью разговорной речи, т. е. в темпе от 120 до 150 слов в минуту. Именно к такой скорости за многие столетия приспособился артикуляционный аппарат человека, именно при этой скорости достигается лучшее понимание прочитанного [3].
В старших классах резко увеличивается объем информации, и нужно не только много читать и запоминать, но, главным образом, анализировать, обобщать, делать выводы. При неразвитом навыке чтения это оказывается невозможным. Осознанное чтение создает базу не только для успешности на уроках русского языка и литературы, но и является гарантией успеха в любой предметной области, основой развития ключевых компетентностей.
Проанализировав качество знаний своих учеников, перешедших в 5 класс, одной из причин слабой успеваемости, считаю, недостаточный навык техники чтения и как следствие недостаточный уровень развития функциональной грамотности. Несмотря на то, что 88 % учащихся на конец 4 класса выполняли Госстандарт по чтению (а он понизился по сравнению с предыдущими годами), после летних каникул качество чтения учащихся заметно ухудшилось. И это сразу сказалось на их успеваемости, ведь чтение интегрировано в каждый учебный предмет. Поэтому набрав первоклассников, я постаралась уделить этой проблеме особое внимание. И на период обучения детей с 1-4 класс поставила перед собой цель: развивать функциональную грамотность учащихся, приблизить к совершенству навыки оптимального чтения каждого ученика.
На протяжении двух лет я ставлю перед собой следующие задачи:
- организовать работу семьи и школы, направленную на формирования
читательского кругозора учащихся;
- способствовать развитию речи и читательских интересов учащихся;
- использовать творческие упражнения на практике с учётом индивидуальных
особенностей учеников;
- личным примером воспитывать в детях любовь к чтению;
- сотрудничать с городской и школьной библиотекой.
- систематически проводить контроль и анализ техники чтения учащихся.
Но реально ли научить всех детей читать быстро и осмысленно? Ведь разные ученики имеют разный темперамент. От этого тоже зависит техника чтения. Углубленное изучение теоретического аспекта данной проблемы, результатов исследований и опыта работы известных педагогов позволило сделать вывод, что большинству учащихся вполне доступна скорость оптимального чтения.
Технику чтения, как известно, составляют 4 компонента (осознанность, беглость, выразительность, правильность). Для развития всех этих качеств: сознательности, беглости, правильности и выразительности использую специальные упражнения, которые включаю в каждый урок чтения.
Эта работа дает положительный результат, вносит в урок оживление, делая его интересным и эмоциональным. Положительные результаты дает использование таких приемов, как: жужжащее чтение, чтение в темпе скороговорки, звуковые разминки, таблицы скорочтения, чтение первого и последнего слога на строке, нахождение второй половины слова, нахождение нужной строки в тексте, таблицы Шульте, зрительные диктанты по Т.И. Федоренко, ролевое чтение, чтение вслед за взрослым, выразительное чтение с переходом на незнакомую часть, многократное чтение, сравнение скорости знакомого текста и незнакомого, чтение текста с пропущенными окончаниями, чтение в паре, упражнение «Буксир», игра «Фотоглаз», систематические замеры чтения, чтение перед сном, методика «Анаграммы», акции: «Книжный червь», «Мудрый ежик», «Поделись книгой» [4].
В настоящее время первостепенное значение на уроках чтения уделяется осознанию ребенком содержательной стороны читаемого текста. Если ученик осмысленно воспринимает произведения художественной словесности, понимает их содержание, заключённое в художественных образах, то у него развивается воображение, творческая фантазия, способность к ассоциативному мышлению, применению языковых средств, пониманию стилей общения.
Упражнение "Чтение – разведка” заключается в том, что дети на максимальной скорости просматривают текст и находят ответы на вопросы, поставленные перед чтением учителем. Цель такого задания - умение ориентироваться в представленном материале и находить главное, а также развитие скорости чтения.
Упражнение "Чтение с постукиванием ритма” или «Метроном». Постукивая по столу карандашом, учитель задает ритм чтения, но в конце опять, же проверяет осознанность чтения текста учащимися с помощью вопросов и т.д.[5].
Опыт работы показывает, что главное не длительность, а частота и системность тренировок, поэтому стараюсь по возможности использовать эти упражнения на всех уроках. Повышению скорости чтения способствует так же и систематическая домашняя работа.
Для того чтобы ребёнок любил книги, любил читать, повышал технику чтения, необходимы определённые педагогические условия. Педагогические условия - это не только те условия, которые создаёт для ребёнка учитель на уроке. Но и то, что делают родители для того, чтобы их ребёнок любил читать, читал хорошо.
Особое внимание для решения проблемы скорого чтения уделяю работе с родителями. На родительских собраниях постоянно напоминаю о важности оптимального чтения, рекомендую уже во втором классе добиться скорости чтения 90 -100 слов в минуту, провожу лектории о том, как помочь ребенку полюбить книгу, сообщаю нормы чтения по четвертям, предлагаю упражнения и приемы, позволяющие научить ребенка правильному и беглому чтению, знакомлю с мониторингом техники чтения, где каждый родитель может сравнить своего ребенка с учащимися класса и проанализировать достаточность своей работы в этом направлении. На одном из собраний родители предложили свою помощь в проверке техники чтения, и эта форма оказалась достаточно эффективной, так как: родитель может сравнить умения своего ребенка с умениями других детей, ребята очень хотят, чтобы именно их родители участвовали в проверке, почти все ребята стараются увеличить темп своего чтения и даже устраивают соревнования. Такие замеры мы стараемся проводить 1 раз в неделю. Для контроля чтения в каникулярное время предлагаю вести дневники чтения, но этот вид работы подходит не для всех детей, многие ведут дневник без желания или вообще игнорируют задание. Тогда заставлять их это делать не даст положительного результата. Занятия чтением должны вызывать у ребенка только положительные эмоции и создавать хорошее настроение. Стараюсь всячески поддерживать, одобрять и хвалить, особенно неуверенного в себе ребенка. Использую систему поощрений, проведение выставок и представление прочитанных книг, классные книголюбы стараются отследить посещение учащимися школьной библиотеки.
Очень удачной и излюбленной оказалась форма домашнего каникулярного чтения: в первый день новой четверти мы проводим отчетный урок о том, что прочитал на каникулах. Учащиеся по рисунку рассказывают о прочитанной книге, ее авторе и о том, чему хотел научить автор. После такого урока даже меняются книгами.
Все методы, используемые педагогом, должны быть направлены на развитие познавательной, мыслительной активности, которая в свою очередь направлена на отработку, обогащение знаний каждого учащегося, развитие его функциональной грамотности.
В результате контрольных срезов было обнаружено, что навык чтения у учащихся класса приобрёл положительную динамику: увеличилась скорость чтения, улучшилось качество понимания прочитанного, а в связи с этим выразительность чтения. Однако, количество ошибок, допускаемых при чтении, остается большим, так как раньше ребята читали по слогам и тщательно проговаривали все слоги, а теперь начали читать целыми словами, стремятся увеличить скорость и стараются догадаться, какое слово написано, поэтому допускают много ошибок. Теперь основной задачей для детей и учителя является работа по сокращению количества ошибок. Качество чтения к первому полугодию второго класса возросло с 62,5 % до 91,7 %. А к концу года до 95,8 %. (таблица1, (таблица 2)
Таблица 1- Качество знаний по чтению 2014-2016 уч. г.

Таблица 2 - Чтение выше нормы 2014 -2016 уч. г.




Проблема обучения чтению в настоящее время вышла за пределы школьной программы. Культура чтения, умение извлекать максимум информации из прочитанного - главные факторы, определяющие функциональную грамотность и успешность развития личности в целом, формирования ее нравственно-духовных и гражданских качеств. Именно благодаря чтению - правильному, осознанному достигаются цели, поставленные перед начальным образованием.

Библиографические ссылки
1.Инструктивно-методическое письмо «Об особенностях организации образовательного процесса в общеобразовательных школах РК в 2016-2017 учебном году» Астана: Национальная академия образования им. И. Алтынсарина, 2016. 277 – с
2.Сухомлинский В.А. «Сто советов учителю»
3.Зайцев В.Н. "Резервы обучения чтению”. – М.: "Просвещение”, 1991г.-12с.
4.Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Чтение без принуждения. – М.: Творческая педагогика, 1993г.
5.Квашнина Н.С. Развитие элементов ритмического чтения.
Начальная школа. 1991. №8.
6.Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. "Как преодолеть трудности в
обучении чтению”. – М.: изд. "Ось-89”, 1999г.]]>
 
Браткова Алевтина Ивановна
 Учитель начальных классов
 Коммунальное Государственное Учреждение «Средняя школа № 29»
 акимата г.Усть-Каменогорска, Казахстан


СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ ОПТИМАЛЬНОГО ЧТЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ 

В мире информационных технологий роль книги стала ослабевать, люди перестали читать. Однако, главную роль в овладении функциональной грамотностью играет быстрое и осознанное чтение, умение анализировать прочитанное. Поэтому учителя начальной школы развитию техники чтения уделяют особое внимание.
«Люди перестают мыслить, когда перестают читать».
Д. Дидро
Переход к обновленному содержанию школьного образования – это, по существу, реформа всей национальной системы образования. Современная школа требует радикальных изменений, позволяющих учащимся адаптироваться в динамично меняющемся мире, творчески развивать себя в личной и профессиональной жизни, быть конкурентоспособным. Выпускник школы должен обладать навыками самостоятельной учебно-познавательной и исследовательской деятельности, постоянно приобретать новые знания. Он должен уметь продуктивно использовать в процессе познания новые технологии, в том числе информационно – коммуникативные, но роль книги, учебника остается главной. Одна из основных базовых ценностей обновленного начального образования определена как «образование в течении всей жизни». Конечно, получить качественные знания и умения, не работая с книгой и не умея читать нельзя. И учитывая объем информации, который должен усвоить обучающийся любого возраста, нужно в первую очередь научить его быстро и вдумчиво читать.
В рамках реализации Плана Нации – «100 конкретных шагов», инициированного Президентом Республики Казахстан Н.А. Назарбаевым, запланированы 5 шагов в сфере образования, направленных на повышение качества человеческого капитала на основе стандартов стран ОЭСР. Один из них: поэтапное внедрение 12-летнего образования, обновление стандартов школьного обучения для развития функциональной грамотности [1].
Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность есть атомарный уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.
Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами. Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями. Способный изучать, искать, думать, сотрудничать, действовать.
Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности.
Развитию осознанности чтения необходимо уделять самое пристальное внимание, особенно на первой ступени образования. Осознанное чтение является основой саморазвития личности – грамотно читающий человек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли, свободно общается. Недостатки чтения обусловливают и недостатки интеллектуального развития, что вполне объяснимо.
То, что скорость чтения напрямую связана с качеством обучения, давно уже подтвердили исследования известных педагогов. Например: В. А. Сухомлинский считал, что при выходе из 4 класса, ученик должен читать в среднем 150 слов в минуту. В противном случае наступает «диспропорция между умениями и знаниями» [2]. Известный ученый В. Н. Зайцев, обработав информацию, полученную при проведении многократных исследований, сделал вывод, что скорость чтения, является самым важным фактором, влияющим на успеваемость школьников. Анализ качества знаний в соответствии с техникой чтения, который проводила творческая группа В.Н. Зайцева в общеобразовательных школах, выявил следующую закономерность: те, кто в 5 – 6 классах учились на «5» - читали в среднем 130 – 170 слов в минуту, на «4» -100 – 140, на «3» - 90 слов в минуту. В.Н. Зайцев делает вывод: «Оптимальное чтение» – это чтение со скоростью разговорной речи, т. е. в темпе от 120 до 150 слов в минуту. Именно к такой скорости за многие столетия приспособился артикуляционный аппарат человека, именно при этой скорости достигается лучшее понимание прочитанного [3].
В старших классах резко увеличивается объем информации, и нужно не только много читать и запоминать, но, главным образом, анализировать, обобщать, делать выводы. При неразвитом навыке чтения это оказывается невозможным. Осознанное чтение создает базу не только для успешности на уроках русского языка и литературы, но и является гарантией успеха в любой предметной области, основой развития ключевых компетентностей.
Проанализировав качество знаний своих учеников, перешедших в 5 класс, одной из причин слабой успеваемости, считаю, недостаточный навык техники чтения и как следствие недостаточный уровень развития функциональной грамотности. Несмотря на то, что 88 % учащихся на конец 4 класса выполняли Госстандарт по чтению (а он понизился по сравнению с предыдущими годами), после летних каникул качество чтения учащихся заметно ухудшилось. И это сразу сказалось на их успеваемости, ведь чтение интегрировано в каждый учебный предмет. Поэтому набрав первоклассников, я постаралась уделить этой проблеме особое внимание. И на период обучения детей с 1-4 класс поставила перед собой цель: развивать функциональную грамотность учащихся, приблизить к совершенству навыки оптимального чтения каждого ученика.
На протяжении двух лет я ставлю перед собой следующие задачи:
- организовать работу семьи и школы, направленную на формирования
читательского кругозора учащихся;
- способствовать развитию речи и читательских интересов учащихся;
- использовать творческие упражнения на практике с учётом индивидуальных
особенностей учеников;
- личным примером воспитывать в детях любовь к чтению;
- сотрудничать с городской и школьной библиотекой.
- систематически проводить контроль и анализ техники чтения учащихся.
Но реально ли научить всех детей читать быстро и осмысленно? Ведь разные ученики имеют разный темперамент. От этого тоже зависит техника чтения. Углубленное изучение теоретического аспекта данной проблемы, результатов исследований и опыта работы известных педагогов позволило сделать вывод, что большинству учащихся вполне доступна скорость оптимального чтения.
Технику чтения, как известно, составляют 4 компонента (осознанность, беглость, выразительность, правильность). Для развития всех этих качеств: сознательности, беглости, правильности и выразительности использую специальные упражнения, которые включаю в каждый урок чтения.
Эта работа дает положительный результат, вносит в урок оживление, делая его интересным и эмоциональным. Положительные результаты дает использование таких приемов, как: жужжащее чтение, чтение в темпе скороговорки, звуковые разминки, таблицы скорочтения, чтение первого и последнего слога на строке, нахождение второй половины слова, нахождение нужной строки в тексте, таблицы Шульте, зрительные диктанты по Т.И. Федоренко, ролевое чтение, чтение вслед за взрослым, выразительное чтение с переходом на незнакомую часть, многократное чтение, сравнение скорости знакомого текста и незнакомого, чтение текста с пропущенными окончаниями, чтение в паре, упражнение «Буксир», игра «Фотоглаз», систематические замеры чтения, чтение перед сном, методика «Анаграммы», акции: «Книжный червь», «Мудрый ежик», «Поделись книгой» [4].
В настоящее время первостепенное значение на уроках чтения уделяется осознанию ребенком содержательной стороны читаемого текста. Если ученик осмысленно воспринимает произведения художественной словесности, понимает их содержание, заключённое в художественных образах, то у него развивается воображение, творческая фантазия, способность к ассоциативному мышлению, применению языковых средств, пониманию стилей общения.
Упражнение "Чтение – разведка” заключается в том, что дети на максимальной скорости просматривают текст и находят ответы на вопросы, поставленные перед чтением учителем. Цель такого задания - умение ориентироваться в представленном материале и находить главное, а также развитие скорости чтения.
Упражнение "Чтение с постукиванием ритма” или «Метроном». Постукивая по столу карандашом, учитель задает ритм чтения, но в конце опять, же проверяет осознанность чтения текста учащимися с помощью вопросов и т.д.[5].
Опыт работы показывает, что главное не длительность, а частота и системность тренировок, поэтому стараюсь по возможности использовать эти упражнения на всех уроках. Повышению скорости чтения способствует так же и систематическая домашняя работа.
Для того чтобы ребёнок любил книги, любил читать, повышал технику чтения, необходимы определённые педагогические условия. Педагогические условия - это не только те условия, которые создаёт для ребёнка учитель на уроке. Но и то, что делают родители для того, чтобы их ребёнок любил читать, читал хорошо.
Особое внимание для решения проблемы скорого чтения уделяю работе с родителями. На родительских собраниях постоянно напоминаю о важности оптимального чтения, рекомендую уже во втором классе добиться скорости чтения 90 -100 слов в минуту, провожу лектории о том, как помочь ребенку полюбить книгу, сообщаю нормы чтения по четвертям, предлагаю упражнения и приемы, позволяющие научить ребенка правильному и беглому чтению, знакомлю с мониторингом техники чтения, где каждый родитель может сравнить своего ребенка с учащимися класса и проанализировать достаточность своей работы в этом направлении. На одном из собраний родители предложили свою помощь в проверке техники чтения, и эта форма оказалась достаточно эффективной, так как: родитель может сравнить умения своего ребенка с умениями других детей, ребята очень хотят, чтобы именно их родители участвовали в проверке, почти все ребята стараются увеличить темп своего чтения и даже устраивают соревнования. Такие замеры мы стараемся проводить 1 раз в неделю. Для контроля чтения в каникулярное время предлагаю вести дневники чтения, но этот вид работы подходит не для всех детей, многие ведут дневник без желания или вообще игнорируют задание. Тогда заставлять их это делать не даст положительного результата. Занятия чтением должны вызывать у ребенка только положительные эмоции и создавать хорошее настроение. Стараюсь всячески поддерживать, одобрять и хвалить, особенно неуверенного в себе ребенка. Использую систему поощрений, проведение выставок и представление прочитанных книг, классные книголюбы стараются отследить посещение учащимися школьной библиотеки.
Очень удачной и излюбленной оказалась форма домашнего каникулярного чтения: в первый день новой четверти мы проводим отчетный урок о том, что прочитал на каникулах. Учащиеся по рисунку рассказывают о прочитанной книге, ее авторе и о том, чему хотел научить автор. После такого урока даже меняются книгами.
Все методы, используемые педагогом, должны быть направлены на развитие познавательной, мыслительной активности, которая в свою очередь направлена на отработку, обогащение знаний каждого учащегося, развитие его функциональной грамотности.
В результате контрольных срезов было обнаружено, что навык чтения у учащихся класса приобрёл положительную динамику: увеличилась скорость чтения, улучшилось качество понимания прочитанного, а в связи с этим выразительность чтения. Однако, количество ошибок, допускаемых при чтении, остается большим, так как раньше ребята читали по слогам и тщательно проговаривали все слоги, а теперь начали читать целыми словами, стремятся увеличить скорость и стараются догадаться, какое слово написано, поэтому допускают много ошибок. Теперь основной задачей для детей и учителя является работа по сокращению количества ошибок. Качество чтения к первому полугодию второго класса возросло с 62,5 % до 91,7 %. А к концу года до 95,8 %. (таблица1, (таблица 2)
Таблица 1- Качество знаний по чтению 2014-2016 уч. г.

Таблица 2 - Чтение выше нормы 2014 -2016 уч. г.




Проблема обучения чтению в настоящее время вышла за пределы школьной программы. Культура чтения, умение извлекать максимум информации из прочитанного - главные факторы, определяющие функциональную грамотность и успешность развития личности в целом, формирования ее нравственно-духовных и гражданских качеств. Именно благодаря чтению - правильному, осознанному достигаются цели, поставленные перед начальным образованием.

Библиографические ссылки
1.Инструктивно-методическое письмо «Об особенностях организации образовательного процесса в общеобразовательных школах РК в 2016-2017 учебном году» Астана: Национальная академия образования им. И. Алтынсарина, 2016. 277 – с
2.Сухомлинский В.А. «Сто советов учителю»
3.Зайцев В.Н. "Резервы обучения чтению”. – М.: "Просвещение”, 1991г.-12с.
4.Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Чтение без принуждения. – М.: Творческая педагогика, 1993г.
5.Квашнина Н.С. Развитие элементов ритмического чтения.
Начальная школа. 1991. №8.
6.Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. "Как преодолеть трудности в
обучении чтению”. – М.: изд. "Ось-89”, 1999г.]]>
admin Fri, 28 Apr 2017 00:12:12 +0600