Статья учителей » Шығыс Қазақстан облысы білім басқармасы Өскемен қаласы бойынша білім бөлімінің «№29 қосымша білім беретін мектеп-орталығы» коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Коммунальное государственное учреждение
"Школа–центр дополнительного образования №29"
акимата города Усть-Каменогорска
Приемная:
+7 (7232) 52-09-76
Бухгалтерия:
+7 (7232) 52-09-76
Версия
для слабовидящих
28
апрель
2017

Статья учителей

 
Браткова Алевтина Ивановна
 Учитель начальных классов
 Коммунальное Государственное Учреждение «Средняя школа № 29»
 акимата г.Усть-Каменогорска, Казахстан


СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ ОПТИМАЛЬНОГО ЧТЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ 

В мире информационных технологий роль книги стала ослабевать, люди перестали читать. Однако, главную роль в овладении функциональной грамотностью играет быстрое и осознанное чтение, умение анализировать прочитанное. Поэтому учителя начальной школы развитию техники чтения уделяют особое внимание.
«Люди перестают мыслить, когда перестают читать».
Д. Дидро
Переход к обновленному содержанию школьного образования – это, по существу, реформа всей национальной системы образования. Современная школа требует радикальных изменений, позволяющих учащимся адаптироваться в динамично меняющемся мире, творчески развивать себя в личной и профессиональной жизни, быть конкурентоспособным. Выпускник школы должен обладать навыками самостоятельной учебно-познавательной и исследовательской деятельности, постоянно приобретать новые знания. Он должен уметь продуктивно использовать в процессе познания новые технологии, в том числе информационно – коммуникативные, но роль книги, учебника остается главной. Одна из основных базовых ценностей обновленного начального образования определена как «образование в течении всей жизни». Конечно, получить качественные знания и умения, не работая с книгой и не умея читать нельзя. И учитывая объем информации, который должен усвоить обучающийся любого возраста, нужно в первую очередь научить его быстро и вдумчиво читать.
В рамках реализации Плана Нации – «100 конкретных шагов», инициированного Президентом Республики Казахстан Н.А. Назарбаевым, запланированы 5 шагов в сфере образования, направленных на повышение качества человеческого капитала на основе стандартов стран ОЭСР. Один из них: поэтапное внедрение 12-летнего образования, обновление стандартов школьного обучения для развития функциональной грамотности [1].
Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность есть атомарный уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.
Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами. Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями. Способный изучать, искать, думать, сотрудничать, действовать.
Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности.
Развитию осознанности чтения необходимо уделять самое пристальное внимание, особенно на первой ступени образования. Осознанное чтение является основой саморазвития личности – грамотно читающий человек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли, свободно общается. Недостатки чтения обусловливают и недостатки интеллектуального развития, что вполне объяснимо.
То, что скорость чтения напрямую связана с качеством обучения, давно уже подтвердили исследования известных педагогов. Например: В. А. Сухомлинский считал, что при выходе из 4 класса, ученик должен читать в среднем 150 слов в минуту. В противном случае наступает «диспропорция между умениями и знаниями» [2]. Известный ученый В. Н. Зайцев, обработав информацию, полученную при проведении многократных исследований, сделал вывод, что скорость чтения, является самым важным фактором, влияющим на успеваемость школьников. Анализ качества знаний в соответствии с техникой чтения, который проводила творческая группа В.Н. Зайцева в общеобразовательных школах, выявил следующую закономерность: те, кто в 5 – 6 классах учились на «5» - читали в среднем 130 – 170 слов в минуту, на «4» -100 – 140, на «3» - 90 слов в минуту. В.Н. Зайцев делает вывод: «Оптимальное чтение» – это чтение со скоростью разговорной речи, т. е. в темпе от 120 до 150 слов в минуту. Именно к такой скорости за многие столетия приспособился артикуляционный аппарат человека, именно при этой скорости достигается лучшее понимание прочитанного [3].
В старших классах резко увеличивается объем информации, и нужно не только много читать и запоминать, но, главным образом, анализировать, обобщать, делать выводы. При неразвитом навыке чтения это оказывается невозможным. Осознанное чтение создает базу не только для успешности на уроках русского языка и литературы, но и является гарантией успеха в любой предметной области, основой развития ключевых компетентностей.
Проанализировав качество знаний своих учеников, перешедших в 5 класс, одной из причин слабой успеваемости, считаю, недостаточный навык техники чтения и как следствие недостаточный уровень развития функциональной грамотности. Несмотря на то, что 88 % учащихся на конец 4 класса выполняли Госстандарт по чтению (а он понизился по сравнению с предыдущими годами), после летних каникул качество чтения учащихся заметно ухудшилось. И это сразу сказалось на их успеваемости, ведь чтение интегрировано в каждый учебный предмет. Поэтому набрав первоклассников, я постаралась уделить этой проблеме особое внимание. И на период обучения детей с 1-4 класс поставила перед собой цель: развивать функциональную грамотность учащихся, приблизить к совершенству навыки оптимального чтения каждого ученика.
На протяжении двух лет я ставлю перед собой следующие задачи:
- организовать работу семьи и школы, направленную на формирования
читательского кругозора учащихся;
- способствовать развитию речи и читательских интересов учащихся;
- использовать творческие упражнения на практике с учётом индивидуальных
особенностей учеников;
- личным примером воспитывать в детях любовь к чтению;
- сотрудничать с городской и школьной библиотекой.
- систематически проводить контроль и анализ техники чтения учащихся.
Но реально ли научить всех детей читать быстро и осмысленно? Ведь разные ученики имеют разный темперамент. От этого тоже зависит техника чтения. Углубленное изучение теоретического аспекта данной проблемы, результатов исследований и опыта работы известных педагогов позволило сделать вывод, что большинству учащихся вполне доступна скорость оптимального чтения.
Технику чтения, как известно, составляют 4 компонента (осознанность, беглость, выразительность, правильность). Для развития всех этих качеств: сознательности, беглости, правильности и выразительности использую специальные упражнения, которые включаю в каждый урок чтения.
Эта работа дает положительный результат, вносит в урок оживление, делая его интересным и эмоциональным. Положительные результаты дает использование таких приемов, как: жужжащее чтение, чтение в темпе скороговорки, звуковые разминки, таблицы скорочтения, чтение первого и последнего слога на строке, нахождение второй половины слова, нахождение нужной строки в тексте, таблицы Шульте, зрительные диктанты по Т.И. Федоренко, ролевое чтение, чтение вслед за взрослым, выразительное чтение с переходом на незнакомую часть, многократное чтение, сравнение скорости знакомого текста и незнакомого, чтение текста с пропущенными окончаниями, чтение в паре, упражнение «Буксир», игра «Фотоглаз», систематические замеры чтения, чтение перед сном, методика «Анаграммы», акции: «Книжный червь», «Мудрый ежик», «Поделись книгой» [4].
В настоящее время первостепенное значение на уроках чтения уделяется осознанию ребенком содержательной стороны читаемого текста. Если ученик осмысленно воспринимает произведения художественной словесности, понимает их содержание, заключённое в художественных образах, то у него развивается воображение, творческая фантазия, способность к ассоциативному мышлению, применению языковых средств, пониманию стилей общения.
Упражнение "Чтение – разведка” заключается в том, что дети на максимальной скорости просматривают текст и находят ответы на вопросы, поставленные перед чтением учителем. Цель такого задания - умение ориентироваться в представленном материале и находить главное, а также развитие скорости чтения.
Упражнение "Чтение с постукиванием ритма” или «Метроном». Постукивая по столу карандашом, учитель задает ритм чтения, но в конце опять, же проверяет осознанность чтения текста учащимися с помощью вопросов и т.д.[5].
Опыт работы показывает, что главное не длительность, а частота и системность тренировок, поэтому стараюсь по возможности использовать эти упражнения на всех уроках. Повышению скорости чтения способствует так же и систематическая домашняя работа.
Для того чтобы ребёнок любил книги, любил читать, повышал технику чтения, необходимы определённые педагогические условия. Педагогические условия - это не только те условия, которые создаёт для ребёнка учитель на уроке. Но и то, что делают родители для того, чтобы их ребёнок любил читать, читал хорошо.
Особое внимание для решения проблемы скорого чтения уделяю работе с родителями. На родительских собраниях постоянно напоминаю о важности оптимального чтения, рекомендую уже во втором классе добиться скорости чтения 90 -100 слов в минуту, провожу лектории о том, как помочь ребенку полюбить книгу, сообщаю нормы чтения по четвертям, предлагаю упражнения и приемы, позволяющие научить ребенка правильному и беглому чтению, знакомлю с мониторингом техники чтения, где каждый родитель может сравнить своего ребенка с учащимися класса и проанализировать достаточность своей работы в этом направлении. На одном из собраний родители предложили свою помощь в проверке техники чтения, и эта форма оказалась достаточно эффективной, так как: родитель может сравнить умения своего ребенка с умениями других детей, ребята очень хотят, чтобы именно их родители участвовали в проверке, почти все ребята стараются увеличить темп своего чтения и даже устраивают соревнования. Такие замеры мы стараемся проводить 1 раз в неделю. Для контроля чтения в каникулярное время предлагаю вести дневники чтения, но этот вид работы подходит не для всех детей, многие ведут дневник без желания или вообще игнорируют задание. Тогда заставлять их это делать не даст положительного результата. Занятия чтением должны вызывать у ребенка только положительные эмоции и создавать хорошее настроение. Стараюсь всячески поддерживать, одобрять и хвалить, особенно неуверенного в себе ребенка. Использую систему поощрений, проведение выставок и представление прочитанных книг, классные книголюбы стараются отследить посещение учащимися школьной библиотеки.
Очень удачной и излюбленной оказалась форма домашнего каникулярного чтения: в первый день новой четверти мы проводим отчетный урок о том, что прочитал на каникулах. Учащиеся по рисунку рассказывают о прочитанной книге, ее авторе и о том, чему хотел научить автор. После такого урока даже меняются книгами.
Все методы, используемые педагогом, должны быть направлены на развитие познавательной, мыслительной активности, которая в свою очередь направлена на отработку, обогащение знаний каждого учащегося, развитие его функциональной грамотности.
В результате контрольных срезов было обнаружено, что навык чтения у учащихся класса приобрёл положительную динамику: увеличилась скорость чтения, улучшилось качество понимания прочитанного, а в связи с этим выразительность чтения. Однако, количество ошибок, допускаемых при чтении, остается большим, так как раньше ребята читали по слогам и тщательно проговаривали все слоги, а теперь начали читать целыми словами, стремятся увеличить скорость и стараются догадаться, какое слово написано, поэтому допускают много ошибок. Теперь основной задачей для детей и учителя является работа по сокращению количества ошибок. Качество чтения к первому полугодию второго класса возросло с 62,5 % до 91,7 %. А к концу года до 95,8 %. (таблица1, (таблица 2)
Таблица 1- Качество знаний по чтению 2014-2016 уч. г.

Таблица 2 - Чтение выше нормы 2014 -2016 уч. г.




Проблема обучения чтению в настоящее время вышла за пределы школьной программы. Культура чтения, умение извлекать максимум информации из прочитанного - главные факторы, определяющие функциональную грамотность и успешность развития личности в целом, формирования ее нравственно-духовных и гражданских качеств. Именно благодаря чтению - правильному, осознанному достигаются цели, поставленные перед начальным образованием.

Библиографические ссылки
1.Инструктивно-методическое письмо «Об особенностях организации образовательного процесса в общеобразовательных школах РК в 2016-2017 учебном году» Астана: Национальная академия образования им. И. Алтынсарина, 2016. 277 – с
2.Сухомлинский В.А. «Сто советов учителю»
3.Зайцев В.Н. "Резервы обучения чтению”. – М.: "Просвещение”, 1991г.-12с.
4.Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Чтение без принуждения. – М.: Творческая педагогика, 1993г.
5.Квашнина Н.С. Развитие элементов ритмического чтения.
Начальная школа. 1991. №8.
6.Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. "Как преодолеть трудности в
обучении чтению”. – М.: изд. "Ось-89”, 1999г.

Похожие публикации: